Богоматерь

Праведный Иосиф, прозванный Прекрасным, проданный некогда родными братьями в Египет, истолковал однажды египетскому фараону чудесный сон, сон, который касался семи колосьев полных и семи пустых, семи коров тучных и семи тощих, сон, который знаменовал собою наступление в Египетской стране семи плодородных годов и семи годов неурожая, страшного голода и общенародного бедствия. Египетский владыка и повелитель так был тронут необычайной мудростью Иосифа Прекрасного, что не знал как и благодарить его, как вознести его над всеми прочими, кто часто давал ему советы и разъяснял его сновидения. Обращаясь к Иосифу, он сказал: «Отныне будешь владыкой моего дома. Твои слова и речи будет слушать весь подчиненный мне народ. Разница между мною и тобою будет лишь в моем владычнем престоле. Ты будешь повелителем всего Египта». В знак власти фараон дал Иосифу царский перстень, одел его в царские одежды, египтяне падали перед ним на лица свои, называя Иосифа спасителем Египта. Заслужил эту славу Иосиф своей чистотой и непорочностью, своим чрезвычайным умом и своей кротостью. И народ его почитал и превозносил больше других людей в той стране.

От этого примера, братия и сестры, перенесемся мысленно к Той, Которую сегодня ублажаем в своих недостойных молитвах, к Той, Которую Владыка неба и земли избрал от всего рода человеческого, не от одной национальности или местности, а от людей всей вселенной, и дал Ей славу и великолепие до такой степени, что Она стала честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов. Она снискала славу и величие, Она прославлена небом, Она славится на земле. Священное Писание, особенно книга, называемая Апокалипсис, или Откровение, ярко и выразительно свидетельствует о величии Божией Матери, Избранницы Отца Небесного, славы и украшения всего человечества. В 12-й главе мы читаем: «Явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами Ее луна, и на главе Ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12,1). Святые отцы, толкуя Откровение апостола и евангелиста Иоанна Богослова, согласны в общем мнении, что это откровение относится к Ней, благословенной и прене-порочной Деве Марии.

Для того, чтобы показать глубину величия, славы и святости Божией Матери, святая Церковь уподобляет Ее священному Киоту, или ветхозаветной Скинии. В Ветхом Завете для иудейского народа самым святым предметом была Скиния Завета. Скиния Завета представляла собой ящик из кипариса, выложенный золотом. В нем находилось все достояние богоизбранного народа: две каменные скрижали, на которых боговидец Моисей начертал Божественные повеления, сосуд с манной, которой питал Господь странствующий 40 лет иудейский народ, и первосвященнический жезл Аарона. Скиния являлась величайшей святыней. Именовалась Скиния подножием ног Бога. Название такое давалось намеренно, так как иудейский народ был склонен к идолопоклонству и, чтобы сень славы Божией или место Его пребывания иудеи не приняли вместо самого Бога, она называлась так просто и предельно понятно.

Уподобляемая ветхозаветной Скинии, Божия Матерь святостью превзошла ее. Там скрижали, или закон Божий, а в Ней, благословенной, вместился Сам Законодатель. Там манна, питавшая иудеев, а здесь Сам Хлеб нетления, Пища вечной жизни, Хлеб, сшедший с небес. Там жезл Ааронов, а здесь вместилище Повелителя неба и земли, Который сидит одесную Бога Отца. Как же нам назвать такую Скинию?—Священное из всего священного, что только есть в мире.

Слово Божие устами Самого Сына Ее и нашего Спасителя именует Ее Женой. Священное Писание устами святых евангелистов именует Ее Богоматерью. И только один евангелист Матфей добавляет: «Из Неяже родися Иисус» (Мф.1,16). Что может быть глубже, пространнее этого краткого наименования, усвояемого Божией Матери, которое говорит абсолютно обо всем. Само слово Богоматерь вмещает в себе глубину, которую никто и никогда не изведает, вмещает премудрость, которую все мудрецы мира никогда до конца не постигнут и не уразумеют, если того не откроет сердцеведец Господь, высочайшая Правда и вечная Истина.

Иногда у верующих возникает недоумение и даже некоторое чувство обиды: почему так мало повествует Евангелие о Божией Матери, когда о Ней хочется знать все или, по крайней мере, гораздо больше того, что мы знаем. Евангелисты сказали о Ней то, что изволил сказать Святой Дух.

Те, кто писали или говорили о Божией Матери, подобны двум художникам. Одному художнику дали задание изобразить небосвод дневной, а другому—ночной. Изображая дневной небосвод, художник прежде всего изобразил на полотне солнце и его светлые лучи, затмевающие и луну и звезды. Другой же, изображая ночной небосвод, изобразил луну и мириады ночных небесных светил. Так святые евангелисты, подобно первому художнику, дали Ей наименование Богоматерь и добавили устами евангелиста Матфея: «Из Неяже родися Христос». Этим они явили небосвод, на котором воссияло Солнце правды—Христос Бог наш. Евангелисты сказали все, к чему нельзя ничего добавить и от чего нельзя ничего отнять. Все же остальные—множество писателей, от которых мы узнаем о деталях и подробностях жизни Богоизбранной Отроковицы, подобны художнику, изобразившему ночной небосвод. Они указали на множество черт, которыми обладала Божия Матерь, они исчисляют и будут исчислять множество преславных Богоматерних добродетелей, которыми Она украшена и которыми Она воспитывает и назидает нас грешных.

Божия Матерь! В этом сказано все для нашего верующего сердца и для нашего Христом просвещенного человеческого ума. И мы величаем Ее, зная, что Она Божия Матерь, что из Нее воссиял Христос—Источник нашей жизни и нашего спасения.

Мы ублажаем Ее, мы приносим Ей архангельский глас, наши молитвы, наши скорби и радости за каждым богослужением, за акафистным пением каждую среду в этом, Ей посвященном храме. Сколько перед Ней вы, женщины-матери, сложили своих просьб и молитв, и зачастую не о себе, а о своих мужьях, о своих сыновьях и дочерях, о своих внуках, уповая на помощь Пречистой, милующей и покрывающей всех святым Своим омофором. Она слышит грешника и праведника, ибо Она Мать, а мы—Ее дети. Любовь материнская превыше всякой любви, какой бы огромной и сильной она ни была.

Существует древний, как мир, рассказ. Некий ожесточенный, и ослепленный грехом сын отрубил голову своей матери. Желая скрыть следы злодеяния, он взял в руки окровавленную голову и понес к обрыву. Оступившись по дороге, он упал и уронил голову матери. Отрубленная голова вдруг заговорила. То были слова не проклятия, а материнской любви: «Сын мой дорогой, не ушибся ли ты?». Этот древний рассказ свидетельствует о чувстве материнского любящего сердца.

Будем всегда и в нынешний вечер славить Божию Матерь, просить Ее, Преблагословенную, чтобы Она приняла нас в Свое любящее сердце, чтобы для каждого из нас Она была Одигитрией, Путеводительницей, чтобы помогала нам творить волю Ее Сына. Покров, защита и благословение Божией Матери да пребудут, братия и сестры, во все дни со всеми нами. Аминь.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru