Мир вам! (Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы)

Христос воскресе! Явившись Своим ученикам сразу после Воскресения, Господь преподал им мир: "Мир вам!" (Ин.20,19). По истечении недели Господь вновь является ученикам и опять преподает им радостное и благое: "Мир вам!" (Ин.20,26).

В лице апостолов Христос даровал миру благодатный мир. Спаситель хочет, чтобы все люди жили во взаимном согласии и любви. Если рассмотрим завещанное нам состояние мира, начиная с собственных душ и сердец, то увидим, что, несмотря на это богатое и щедрое Божие дарование, нет еще на всей планете и в наших сердцах прочного мира, который дает радость бытия, счастье человеческого взаимопонимания и общения.

Если кто-то из нас приобрел мир, то, по словам преподобного Серафима Саровского, вокруг него тысячи спасаются и исполняются благодатью мира. Вот что такое мир!

Что же необходимо делать христианину, чтобы иметь мир в своей семье, иметь мир в собственной душе и в своем сердце? Для этого нужны три главные добродетели, которые христианин должен принять, понимать и ими жить. Главное условие мира—это взаимопонимание между людьми. Взаимное понимание требует от людей прежде всего воздержания языка, потому что одним словом можно не только разрушить мир, но и убить объект мира—человека. Язык—небольшой член, но много делает. Язык иногда—огонь, прикраса неправды; он способен осквернить все тело и воспалить круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны, он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и им проклинаем человека. Из тех же уст нередко исходят благословение и проклятие. "Не должно,—говорит апостол Иаков,—братия мои, сему так быть" (Иак.3,5-10). Если мы клевещем друг на друга, измышляем что-то друг против друга, лжесвидетельствуем на ближних, мы разрушаем свой внутренний мир и наносим вред общему миру. Осуждающий, клеветник или завистник сам приходит в состояние душевного мучения, раздражения и неспокойствия и отравляет жизнь другим.

Второе важное средство для сохранения мира среди людей—это любовь, любовь, которая не знает преград, границ и расстояний. Она вечна и сильна, как Бог, Который по имени и существу Своему есть Любовь. И тот, кто любит ближних, тот любит Бога и пребывает в Боге. Кто говорит, что любит Бога, а ближнего ненавидит, тот лжец (1 Ин.4,7-21). Христос показал нам пример любви возвышенной, жертвенной. Своим учением и жизнью Он повелевает нам любить не только любящих нас, но и ненавидящих, и благословлять проклинающих нас. Благодатная сила и действие любви таковы, что она обнимет собой все и все покрывает. Если будет в сердцах наших любовь, которая "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1 Кор. 13,4-7), то мы обретем и мир. Любовь и мир неразрывны и неделимы.

Любовь влечет за собой сочувствие. Без сочувствия мы не можем жить. Когда мы здоровы, сильны, молоды, когда мы благополучны и никакая жизненная травма не коснулась нашего сердца, нам кажется, что мы не нуждаемся в сочувствии и помощи окружающих нас. Но как только постигают нас неизбежные жизненные трудности, скорби, болезни, лишения, нам необходима рука ближнего, человеческое сочувствие и участие. Ведь одним ласковым словом можно воскресить человека, вернуть его к радости бытия и труда. "Будем делать добро всем... Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал.6,10,2).

Третья необходимая и важная добродетель—это взаимное прощение и примирение, ибо, как мы будем поступать с людьми, так и люди будут поступать с нами (Мф.7,12). Если мы за зло платим злом, то вместо искоренения зла мы только удваиваем его. Только любовь и взаимное прощение побеждают всякое зло и созидают мир среди людей. Взаимное прощение приводит к радости примирения, а это уже самый верный путь к миру, к прочному созиданию человеческого блага.

Будем же побеждать в своей жизни вражду, ссоры, зависть, гнев, разногласия, соблазны, ненависть, пьянство, бесчинство и тому подобное, помня о том, что это дела плоти, ведущие к разрушению богодарованного мира и к лишению Царства Божьего (Гал.5,19-21). Будем развивать и умножать плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал.5,22-23), ибо это угодно Богу Спасителю нашему, даровавшему мир людям и призывающему всех в Свое Царство славы. Аминь.
 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Конечно, как государство, так и Церковь должны придерживаться положений законодательства Украины относительно светскости образования.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru