Иконопочитание (Неделя 1-я Великого поста)

Православия день мы празднуем ныне, православные люди! В IX в. установлен этот праздник и с той поры почитается Церковью как день торжества святых икон после долгого гонения, воздвигнутого на них не только от еретиков, но и от иконоборческих императоров.

Раз навсегда Вселенский собор утвердил учение о чествовании святых икон и молитвенном поклонении им. В постановлении святых отцов говорится, что честь, воздаваемая святым иконам, относится не к самой доске, а к изображенному на ней святому лику, что молитвенное поклонение принадлежит самому первообразу, т.е., поклоняясь святой иконе, мы поклоняемся тому небесному ходатаю и молитвеннику, который изображен на ней. Учение о святых иконах было завершением формулировки православных христианских верований, основанных на Божественном Откровении, на учении апостолов, на предании святых отцов. Нынешний праздник потому и получил наименование "Торжество православия".

Обратимся теперь к святым иконам. Кто же первый положил начало изображениям Господа, Божией Матери, святых угодников, которые мы видим в святых храмах, имеем в домах? Первые изображения не были делом рук человеческих. Сам Господь Иисус Христос запечатлел Свой пречистый лик на убрусе, полотне, и послал это изображение эдесскому князю Авгарию, чтобы исцелить его от болезни.

Невидимый и непостижимый Дух Святой, приняв образ голубя, в этом образе свидетельствовал слово Бога Отца о крестившемся в Иордане Боге Сыне. Он же принял образ видимых огненных языков, сошел в этом виде на святых апостолов в день Пятидесятницы, дав им власть проповедовать, решить и вязать грехи людские.

Первым из людей, давших нам пример иконного изображения, был святой евангелист Лука. Он написал образ Богоматери, о котором Сама Пречистая сказала: "С этим образом пребудет благодать Моя и сила".

Таково начало изображений Господа Иисуса, Бога Духа, Божией Матери. Как же можно было не последовать этим примерам? Как можно было не изображать христианам Крест, на котором был распят ради нашего спасения Христос и который стал орудием нашего спасения? Воскрес Иисус из гроба. Как было не показать первым христианам, что отверстый гроб—знак не только смерти, но и воскресения после нее?

Будучи безгрешным, Господь понес на Себе наши грехи. Он действительно Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира (Ин.1,29), и ничто не препятствовало христианам изображать для напоминания об этом Агнца или Пастыря, несущего на Своих плечах овцу.

С самого начала места молитвенных собраний христиан отмечались особыми изображениями: то святого Креста, то Агнца, то Пастуха, то рыбы, так как буквы греческого наименования ее представляют начальные буквы Имени Иисуса Христа, то трапезы с преломлением хлеба. Иконописные изображения получили широкое распространение особенно тогда, когда святая вера христианская победила языческий мир и стала господствующей.

Нужны ли нам святые изображения? Или мы можем и без них духом и мыслью возноситься к Богу, к небу? Если в обыденной жизни нам необходимо напоминание о наших земных обязанностях, то тем более в жизни духовной мы нуждаемся в напоминании о наших небесных молитвенниках. При нашей рассеянности, суете и огрубении, при всей нашей плотяности изображения святых крайне необходимы. Многие знают, как часто один вид святой иконы удерживал людей от порока или преступлен ия\,—V

В святых иконах, как в живых лицах, наглядно изображены почитаемые Божии ходатаи и молитвенники о нас грешных. Рассматривая картину, мы любуемся не холстом, на котором она изображена, а самой картиной. Читая написанное или напечатанное, мы думаем не о бумаге, а о том, что на ней написано. Рассматривающего фотографию главным образом, интересуют лица, запечатленные на ней, а не пленка или бумага. То же самое можно сказать и об иконах. Почитая иконы, мы почитаем изображенных на них святых, возносясь мысленно к небу и живущему на нем Божию угоднику, нашему молитвеннику и ходатаю.

Стоит ли говорить о чудотворности святых икон, о чудесных действиях многих из них, особенно икон Пресвятой Богородицы? Лучше возблагодарить Бога, Его Пречистую Матерь и всех святых за милость, молитвы и снисхождение к нам грешным. Чудотворные действия многих святых икон не лучшее ли доказательство их святости и необходимости для нас?

Прославим Господа и всех Его святых в их святых иконах. "Пречистому Твоему образу покланяемся, Бла-гий, просяще прощения прегрешений наших... радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир!". Аминь.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru