Молитва Святого Ефрема Сирина
Во время великопостного богослужения мы часто повторяем молитву св. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любо-началия и празднословия не даждь ми". Эту молитву мы сопровождаем земными поклонами, преклоняя и колена своего сердца. Каждому из нас эта молитва знакома и близка.
Она родилась в сердце преподобного сирийского подвижника. Ею Церковь назидает верующих во дни Великого поста. Эта молитва, напоминая о наших грехах, обращает нас к Богу—Источнику прощения и святости.
Молитва св. Ефрема Сирина начинается обращением к Богу: "Господи и Владыко живота моего...", ибо только в Боге наша жизнь и спасение, наше блаженство. Он—Господь и Владыка всего видимого и невидимого. Все содержится в Его руке. К Нему как Источнику всякой благостыни подобает нам обращать свои взоры и помышления. Наши грехи и пороки мешают доброму христианскому житию, препятствуют приходить к Богу. Вот почему мы и просим у Господа избавления от всего, что чинит препятствия в деле покаяния и исправления. Это— дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия.
Праздность—великий грех. Она—мать всех остальных пороков, которыми полна, к сожалению, человеческая жизнь. Праздность расслабляет наш ум, волю и сердце, приводит к безделию и к унынию. Когда человек ничем не занят, он легко поддается пустым мыслям, дурным поступкам. Праздный человек рассеян, в его сердце легко проникает зло, сеется там и дает свои гибельные плоды. Праздности противоположен труд. Труд—это дар Божий, посредством которого человек совершенствуется, получая глубокое удовлетворение, духовную и телесную крепость. Без труда человек не может существовать, не может и спастись.
Как всякий порок, праздность рождает другие пороки, например, уныние. В молитве мы просим Господа избавить нас от уныния. Уныние убивает дух и тело. Человек больше не думает о своем спасении, он разочарован жизнью, людьми. Уныние легко может превратиться в неверие, в ожесточение, в отчаяние. Уныние гасит в человеке всякую искру надежды. Оно может кончиться самым страшным грехом—самоубийством.
За унынием следует порок любоначалия. Любонача-лие—это страстное желание быть выше других везде и всюду. Это желание выделиться из среды, превознестись, показать себя—дескать, я не таков, как прочие. Это желание, чтобы мое мнение, пусть и ошибочное, взяло верх, господствовало, это желание подчинить себе других. Любоначалие выливается в страсть эгоизма, самолюбования, самости, самопревозношения. Этот порок разрушает ум и сердце.
Празднословие. Этому греху мы подвержены в самой большой мере. Язык наш—враг наш. Легче, говорит святитель Иоанн Златоуст, обуздать дикого коня, чем наступить на свой язык. Все мы пустословим, осуждаем, нередко клевещем. Даже в храме нас часто захватывает этот грех. "Язык—огонь, прикраса неправды... оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны", он исполнен смертоносного яда, говорит апостол Иаков (Иак.3,6,8). Празднословие—показатель болезненного состояния человека.
Обращаясь к Господу и Владыке нашей жизни, будем усердно и с сокрушением просить Его: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любонача-лия и празднословия не даждь ми". Будем прилагать все усилия, чтобы побеждать, с помощью Божией, свои пороки и грехи, достигая чистоты и совершенства, к чему призван каждый человек. Аминь.
← Крест Христов | Поклоняемся Страстям Твоим... (Страстная седмица) → |
---|
Церковные Таинства
— Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Слово "катихизис" — греческое. В переводе оно означает "устно наставлять" кого-нибудь в каком-то учении. Именно в таком значении употребляется это слово в Новом Завете. Слово "катихизис" употребляет апостол Лука в оригинале своего Евангелия. "Чтобы ты узнал, — обращается он к своему ученику Феофилу, — твердое основание того учения, в котором был наставлен" (Лк. 1, 4). |
Подробнее ... |