Очистительный дар (Перед чином Прощения)

В наступающие дни святого Великого поста мы готовимся принести Богу очистительный дар: молитвы, пост и покаяние. "Если ты,—говорит слово Божие,—принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф.5,23-24).

Всякое наше недоброе дело есть умножение всеобщего зла на земле, а наше усилие к добру есть вклад в общее дело борьбы со злом. Люди повинны друг перед другом в том, что умножают зло делом, словом и помышлением. Сердце человеческое крайне самолюбиво, нетерпеливо, своенравно, зло и злопамятно: оно готово сердиться на ближнего не только за явное зло, но и за мнимое, не только за обидное слово, но и за взгляд, показавшийся недобрым или двусмысленным, лукавым или гордым. Наше сердце сердится даже за такие помышления ближнего, которые оно само воображает в ближнем. Сердцеведец Господь так говорит о сердце человеческом: "Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство" (Мк.7,21-22).

Причина столь горестного состояния в наших отношениях кроется в отсутствии между нами любви, о которой Господь дал новую заповедь: "Да любите друг друга" (Ин. 13,34), любви, о которой постоянно напоминает Священное Писание: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим. 13,8). Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие—заключаются в словах: люби ближнего твоего, как самого себя (Рим. 13,9). "Любовь не делает ближнему зла" (Рим.13,10), и если зло есть, то это значит, что любви нет.

Каждый знает, что любить трудно. Но каждый знает и то, что любовь—это все. О любви говорит слово Бо-жие, к ней призывает святая Церковь, о ней учат святые отцы.

Любовь к ближнему есть любовь сострадательная и сорадовательная. И если первая у нас иногда проявляется, то второй мы почти не имеем. По учению святителя Иоанна Златоустого, любовь сорадовательная выше сострадательной. "Плакать с плачущими нетрудно,—говорит он,—а радоваться с радующимися (Рим.12,15) не очень легко: мы легче сострадаем находящимся в несчастье, нежели сорадуемся благоденствующим. Там само свойство несчастья достаточно для того, чтобы подвигнуть к состраданию и камень; а здесь, при благосостоянии, и зависть и недоброжелательство не дозволяют не очень любомудрому быть участником в удовольствии... Поэтому будем стараться сорадоваться благоденствующим, чтобы очистить свою душу от зависти и недоброжелательства,—ничто так не отгоняет эту тяжкую и трудно излечимую болезнь, как сорадование живущим добродетельно" (Творения, т. I. СПб.,1912, с.664).

Бог есть любовь (1 Ин.4,8), и более всех всесожжений и жертв Он требует от нас взаимной любви, которая долготерпит, не мыслит зла, сорадуется истине, милосердствует, все переносит и никогда не перестает (1 Кор.13,4,8).

Все мы грешны, не имеем любви, и потому виноваты друг перед другом, и потому нуждаемся в прощении. Святая Церковь призывает нас сегодня познать самого себя, смысл своей жизни, свое греховное состояние и обратиться к тому врачеванию, которое предлагается нам в наступающие дни святого и Великого поста. Церковь хочет, чтобы каждый из нас уразумел, что получить прощение можно только тогда, когда прощаешь других.

Испрашивание себе прощения и прощение другого свидетельствует о нашей вере в Евангелие, о нашем христианском смирении, незлобии и миролюбии; напротив, нежелание простить и быть прощенными показывает наше маловерие, гордость, самомнение, непокорность Евангелию, противление Богу, согласие с ди-аволом. Просить прощения нелегко, и прощать трудно, прямо скажем, но это необходимо, чтобы самому быть прощенным.

Мы пребываем в грехе. По этой причине мы завидуем, ревнуем, клевещем, раздражаемся, оскорбляемся, долго носим в сердце малейшую обиду, долго помним зло. Такое состояние иначе не назовешь, как тяжким недугом. Но против сильного недуга должно быть и сильное средство. У нас оно есть. Злобе человеческой противопоставлена бесконечная благость Божия. При помощи ее возможно победить всякое зло в себе и в других. Тому, кто прощает грехи ближнему, Господь обещает прощение и помилование: "Милостивые помилованы будут" (Мф.5,7). Непримиримой же злобе угрожает праведный суд Божий и вечная мука.

Собравшись сегодня в святом храме, чтобы получить благословение Божие на предстоящий подвиг, принесем Богу достойный дар любви и всепрощения, и тогда наши молитвы, пост и говение будут для нас очистительными и спасительными. Аминь.
 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Святые отцы полностью отвергали философию как метод религиозного познания, но вполне допускали в качестве вспомогательного средства в деле познания видимого (материального) мира и способа нравственного совершенствования человека.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru