Очистительный дар (Перед чином Прощения)

В наступающие дни святого Великого поста мы готовимся принести Богу очистительный дар: молитвы, пост и покаяние. "Если ты,—говорит слово Божие,—принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф.5,23-24).

Всякое наше недоброе дело есть умножение всеобщего зла на земле, а наше усилие к добру есть вклад в общее дело борьбы со злом. Люди повинны друг перед другом в том, что умножают зло делом, словом и помышлением. Сердце человеческое крайне самолюбиво, нетерпеливо, своенравно, зло и злопамятно: оно готово сердиться на ближнего не только за явное зло, но и за мнимое, не только за обидное слово, но и за взгляд, показавшийся недобрым или двусмысленным, лукавым или гордым. Наше сердце сердится даже за такие помышления ближнего, которые оно само воображает в ближнем. Сердцеведец Господь так говорит о сердце человеческом: "Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство" (Мк.7,21-22).

Причина столь горестного состояния в наших отношениях кроется в отсутствии между нами любви, о которой Господь дал новую заповедь: "Да любите друг друга" (Ин. 13,34), любви, о которой постоянно напоминает Священное Писание: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим. 13,8). Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие—заключаются в словах: люби ближнего твоего, как самого себя (Рим. 13,9). "Любовь не делает ближнему зла" (Рим.13,10), и если зло есть, то это значит, что любви нет.

Каждый знает, что любить трудно. Но каждый знает и то, что любовь—это все. О любви говорит слово Бо-жие, к ней призывает святая Церковь, о ней учат святые отцы.

Любовь к ближнему есть любовь сострадательная и сорадовательная. И если первая у нас иногда проявляется, то второй мы почти не имеем. По учению святителя Иоанна Златоустого, любовь сорадовательная выше сострадательной. "Плакать с плачущими нетрудно,—говорит он,—а радоваться с радующимися (Рим.12,15) не очень легко: мы легче сострадаем находящимся в несчастье, нежели сорадуемся благоденствующим. Там само свойство несчастья достаточно для того, чтобы подвигнуть к состраданию и камень; а здесь, при благосостоянии, и зависть и недоброжелательство не дозволяют не очень любомудрому быть участником в удовольствии... Поэтому будем стараться сорадоваться благоденствующим, чтобы очистить свою душу от зависти и недоброжелательства,—ничто так не отгоняет эту тяжкую и трудно излечимую болезнь, как сорадование живущим добродетельно" (Творения, т. I. СПб.,1912, с.664).

Бог есть любовь (1 Ин.4,8), и более всех всесожжений и жертв Он требует от нас взаимной любви, которая долготерпит, не мыслит зла, сорадуется истине, милосердствует, все переносит и никогда не перестает (1 Кор.13,4,8).

Все мы грешны, не имеем любви, и потому виноваты друг перед другом, и потому нуждаемся в прощении. Святая Церковь призывает нас сегодня познать самого себя, смысл своей жизни, свое греховное состояние и обратиться к тому врачеванию, которое предлагается нам в наступающие дни святого и Великого поста. Церковь хочет, чтобы каждый из нас уразумел, что получить прощение можно только тогда, когда прощаешь других.

Испрашивание себе прощения и прощение другого свидетельствует о нашей вере в Евангелие, о нашем христианском смирении, незлобии и миролюбии; напротив, нежелание простить и быть прощенными показывает наше маловерие, гордость, самомнение, непокорность Евангелию, противление Богу, согласие с ди-аволом. Просить прощения нелегко, и прощать трудно, прямо скажем, но это необходимо, чтобы самому быть прощенным.

Мы пребываем в грехе. По этой причине мы завидуем, ревнуем, клевещем, раздражаемся, оскорбляемся, долго носим в сердце малейшую обиду, долго помним зло. Такое состояние иначе не назовешь, как тяжким недугом. Но против сильного недуга должно быть и сильное средство. У нас оно есть. Злобе человеческой противопоставлена бесконечная благость Божия. При помощи ее возможно победить всякое зло в себе и в других. Тому, кто прощает грехи ближнему, Господь обещает прощение и помилование: "Милостивые помилованы будут" (Мф.5,7). Непримиримой же злобе угрожает праведный суд Божий и вечная мука.

Собравшись сегодня в святом храме, чтобы получить благословение Божие на предстоящий подвиг, принесем Богу достойный дар любви и всепрощения, и тогда наши молитвы, пост и говение будут для нас очистительными и спасительными. Аминь.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru