Прощение (Прощеное воскресение)

Устами великих пророков Нафана, Ионы и других слово Божие призывало и призывает нас к покаянию. Предтеча Господень Иоанн и Сам Господь наш Иисус Христос добавляют к этому призыву: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.3,2;4,17).

Великий пост, в период которого мы вступаем, есть время покаяния и приближения к нашей земной и небесной Пасхе—нашему избавлению, к Царствию Небесному. Время Великого поста—это время покаяния и очищения. Без покаяния нет очищения, а без очищения нет спасения. Покаянием, как мы только что слышали из церковной молитвы, оправдался мытарь, прощена грешница, покаяние открыло благоразумному разбойнику райские двери, покаянием отрекшийся апостол Петр был прощен и восстановлен в апостольском достоинстве.

Истинному покаянию предшествует, по учению Церкви, одно необходимое условие—прощение обид и примирение. Все мы живем в обществе, вместе трудимся и вместе совершаем наш жизненный путь. У каждого из нас по-своему строятся отношения с людьми. О ином ближнем мы думаем: до чего же тяжел для меня этот человек, случайно (а на самом деле Промыслом Божиим) поставленный со мною бок о бок. А кто-то точно так же думает о нас. Но как бы то ни было, мы идем все вместе, и мы обязаны идти вместе. Мы обязаны понимать друг друга и помогать друг другу, ибо, только нося тяготы друг друга, можно исполнить закон Христов (Гал.6,2).

Вступая в период Великого поста, попытаемся, братия и сестры, стать сносными друг для друга, а если хватит на то сил, то и добрыми спутниками друг другу. Чем ближе мы подходим к Царствию Небесному, тем больше приближаемся к живому Богу и друг ко другу и тем невозможнее становится наше безразличие, наше злопамятство. Только любящий другого исполнил закон Христов (Рим. 13,8).

Почему же надо прощать своих ближних? Прощать грехи ближним—это закон Евангелия, это веление Самого Господа. "Если вы,—говорит святое Евангелие,— будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф.6,14-15). "Итак,—говорит в другом месте слово Божие,—во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф.7,12): хотите быть прощенными—прощайте; хотите быть любимыми—любите; хотите быть необиженными—не обижайте. Да и в молитве Господней, которую дал нам Сам Бог, мы просим: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф.6,12). И если мы не прощаем долгов нашим должникам, то, произнося слова этого прошения, мы лжем перед Богом. Такая молитва не принесет нам ни мира, ни Божьего благоволения.

В чем же надо прощать наших ближних? Во всем, что опытно понимаем и чувствуем на себе, что нас оскорбляет и причиняет боль. Все это необходимо прощать и искоренять. Только во взаимном смирении, понимании и всепрощении возможно для человека обрести душевный мир и вступить на путь покаяния, приближаясь к Богу.

Вражду между нами производит грех, с которым необходимо бороться. Грех, по учению святых отцов,—горящий огонь: по мере уменьшения горючего вещества огонь угасает, по мере прибавления вещества—с еще большей силой разгорается. Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, вступая в Великий пост, уменьшим сегодня же, братия и сестры, горючее греховное вещество—обиды друг на друга, постараемся устроить свою жизнь согласно со словами святителя Димитрия Ростовского: с утра в молитве будь серафим, в труде—херувим, в обхождении со всеми—ангел.

На пути всепрощения встречается много препятствий. Главное из них—наше самолюбие и сатанинская гордость. Вредит на этом пути и враг нашего спасения диавол. Но по сравнению с теми средствами и возможностями, которыми мы обладаем, эти препятствия— ничто. С нами всегда Бог и Его всесильная помощь, благодать Святого Духа, помощь святых Ангелов, молитвенное предстательство святых угодников, религиозный опыт, учение и уставы святой Церкви. С нами Бог! А что может быть больше, крепче и надежнее этого? С этим сознанием подойдем к ответственному моменту в нашей жизни. Вырвем из своего сердца всяческие обиды и огорчения, от души простим наших ближних и дальних—и тогда простит нас Бог.

Господи Боже, изведи наши души из египетского греховного плена, введи нас в пречестную пустыню спасительного поста, руководствуй нами огненным столпом Твоей Божественной правды и неизреченного милосердия, питай нас манною Божественной Твоей Евхаристии и введи нас в Ханаан чистоты и святости. Аминь.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru