Кончина мира (Неделя мясопустная, о Страшном суде)

Только что, дорогие братия и сестры, мы прослушали свидетельство святого Евангелия о кончине мира, в котором ныне живем, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Давайте вместе поразмыслим: будет ли когда-нибудь конец мира, вернее, конец нашей планеты?

На этот вопрос современная наука дает утвердительный ответ. Но впервые концепция неизбежности кончины мира зародилась не в кабинетах ученых, а в недрах древних религий, жрецы которых совмещали часто служение религии со служением науке. Из глубины времен до нас доносятся голоса, предупреждающие человечество о возможном трагическом конце нашей планеты. Так или иначе, но проблема конца мира, пришедшая к нам как идея религиозная, стала в наше время и научной концепцией, никем еще не опровергнутой.

Трудно сказать, какие естественные причины конца мира и какова естественная форма, в которой он наступит: будет ли это катастрофа, связанная со страшной атомной войной, когда неумеренное употребление новейших достижений ракетно-ядерной техники приведет к каким-то пертурбациям космического характера; будет ли это катастрофа, вызванная столкновением нашей Земли с каким-нибудь космическим телом или другой планетой; будет ли это, наконец, постепенное уничтожение привычных нам форм жизни по тем или иным причинам, например, из-за остывания Земли вследствие изменения состава ее атмосферы,—это неизвестно. Невозможно предусмотреть все варианты кончины мира, но ясно одно: конец неизбежен, и едва ли можно рассчитывать в будущем на переселение человечества на другие планеты.

Но это, так сказать, рациональный, или научный, аспект проблемы, рассматривающий главным образом ее физическую сторону. Религия же, в частности христианство, ставит этот вопрос несколько по-иному. И она имеет полное право так поступать, ибо сама эта проблема вышла, повторяем, из недр религии и в значительной мере предварила в данном вопросе науку.

Грядущие судьбы мира и человечества (иначе, проблема эсхатологии) занимет большое место в вероучении Православной Церкви. Планы будущего начертаны в Божием домостроительстве до самого конца веков. И если наука сегодня говорит о неизбежности конца нашей планеты, то христианство, в частности Православная Церковь, подтверждая это, одновременно свидетельствует нам не только о кончине мира, но и о втором пришествии Господа, воскресении мертвых и о начале Царства славы и вечной жизни. Церковь свидетельствует нам не о бессмысленном конце физического мира, а о его великой кончине, являющейся началом нового бытия. И если наука утверждает конец мира, видя в этом событии конец в смысле абсолютного разрушения, то совершенно иначе говорит нам об этом же Церковь. По учению Церкви, кончина мира будет состоять не в разрушении и уничтожении (хотя видимые физические явления могут происходить в форме разрушения), а в его полном изменении и обновлении. Церковь осудила тех лжеучителей, которые утверждали, что материальный мир будет не преображен в конце веков, а уничтожен, и вынесла об этом соответствующее соборное определение.

Каковы же признаки приближения кончины мира, пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Страшного суда, о котором мы только что слышали из святого Евангелия? Этих признаков несколько. Один из них, как свидетельствует Евангелие, состоит в том, что само Евангелие будет распространено и проповедано во всем мире (Мф.24,14). Ни один уголок земного шара, населенный людьми, не будет обойден евангельским благовестием. Весь род человеческий должен услышать слово Божие, вкусить тот небесный духовный хлеб, который дал миру Спаситель. И дело человека—принять или не принять это благовестие, ибо человек остается совершенно свободным и Господь не допускает над ним насилия.

Второй признак—в мире необычайно активно начнут проявляться силы зла, умножится всякое беззаконие, в людях охладеет любовь (Мф.24,12). В человеке необычайно усилятся и станут активно проявляться все отрицательные стороны его натуры (2 Тим.3,1-5), начнет иссякать вера (Лк.18,8). Христианство для многих станет предметом ненависти.

Следующий признак—в конце века сего произойдут страшные войны (Мф.24,6), из которых человечество вообще, в своем большинстве, может не выйти живым. По всей земле пройдут страшные землетрясения, будет голод, появятся эпидемии (Мф.24,7).

Как на характерный следует указать еще на один признак. Он будет заключаться в том, что необычайно понизится духовный уровень большинства людей. Они духовно прильнут к земле и откажутся от всякого духовного развития (Мф.24,37-39; Быт.6,1-8).

И вот тогда, говорит Евангелие Христово, явится знамение Сына Человеческого на небе, и люди увидят Христа, грядущего на облаках небесных с силою и славою многою (Мф.24,30). По мнению отцов Церкви, знамением второго пришествия будет знамение креста. Те люди, которые в то время еще будут жить на земле, мгновенно изменятся (1 Кор. 15,51-52), изменится и весь мир (2 Петр.3,13), и одновременно произойдет всеобщее воскресение мертвых, причем воскреснут они в преображенном виде и будут совершенно особыми, такими, как нам трудно себе представить по нашей человеческой немощи (1 Кор. 15,42-50). Тела праведников будут духовными, нетленными и бессмертными. Они будут свободны от всех немощей, которым подвержены наши тела. Они не будут иметь земных телесных потребностей и в какой-то степени уподобятся духам (Мф.22,30). В таком же преображенном виде восстанут и тела грешников. Но, получив нетление, грешники одновременно будут носить в себе и свое страшное духовное состояние.

Трудно представить все то, о чем мы здесь говорим. Все это находится за пределами наших обычных представлений. Но одно ясно, братия и сестры во Христе: со вторым пришествием настанет на земле последний и страшный суд, который восстановит попранную человечеством справедливость и обновит весь мир. Это будет всеобщий суд—суд над всеми, без исключения, людьми. Это будет суд торжественный и открытый, строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, суд последний и окончательный, устремленный в вечность. Это будет суд вечной справедливости, о которой люди забыли и которую они попирают в течение тысячелетий. И иного пути восстановления этой попранной справедливости нет и быть не может.

Радостная и вечная жизнь ожидает праведных после суда (Мф.13,43), и вечные мучения уготованы для злых (Мф.25,41-42). Но не надо понимать это примитивно. Так, святитель Иоанн Златоуст, говоря о мучениях грешников, видит их мучения в том, что они будут лишены славы Царствия Божия. Лишение благ Царства Божия—это богооставленность, и она, по мнению Святителя, способна причинить такую муку, такую скорбь и тесноту, что если никакая казнь и не ожидала бы согрешивших здесь, то сама по себе эта богооставленность сильнее геенских мук будет терзать и возмущать их души. Духовная скорбь об упущенном и потерянном окажется страшнее всего. И мы отлично знаем из практики своей жизни, сколь тяжелее душевные и духовные болезни, чем болезни физические, и как разрушающе действуют они на наш организм.

Кончатся ли мучения грешников когда-нибудь? По этому поводу существуют различные частные мнения. Но, согласно Евангелию и христианскому вероучению, они должны быть вечными (Мф.25,46) как естественное следствие того, что сделал человек в духовном плане во время своей земной жизни.

С кончиной века сего и преобразованием нынешнего мира в мир новый, лучший, откроется вечное Царство Божие—Царство славы. Тогда закончится Царство благодати, которым мы именуем бытие Церкви на земле, Церкви воинствующей. Церковь земная войдет в это Царство славы и сольется навсегда с ним.

Да не лишит и нас милосердный и справедливый Судия этого Царства вечной славы и нескончаемого блаженства. Аминь.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru