Дар сыновства (Неделя о блудном сыне)

Одну из подготовительных к Великому посту недель Церковь именует неделей о блудном сыне. В этот день за Божественной литургией читается притча Христа Спасителя о блудном сыне.

Историю блудного сына мы можем встретить не только в Евангелии, но и в нашей жизни—общественной, семейной и личной, в той жизни, которую ведут люди, не считаясь с нравственными принципами, живя по собственной воле и руководствуясь только своими эгоистическими соображениями.

Слушая притчу о блудном сыне, мы всегда печалимся печалью отца, потерявшего сына, и печалью сына, оказавшегося в трудном положении после того, как он истребовал часть отцовского имения, ушел в далекую страну и, живя там блудно, расточил свое богатство. Но вместе с тем, слушая притчу, мы и радуемся радостью отца, который дождался возвращения блудного своего сына, и радостью блудного сына, нашедшего в себе силу воли, чтобы с покаянием вернуться к отцу.

В истории блудного сына каждый грешник может и должен увидеть себя, свою судьбу, свои заблуждения и вместе с тем возможность возвращения. Каждый может и должен почувствовать, насколько благодатно и радостно пребывать в доме отца, пользуясь отеческой любовью, и насколько больно бывает, когда мы отступаем от родительских заветов, живем произвольно, греховно, можно сказать, понапрасну.

Этой притчей Господь Иисус показывает верующему человеку его отношения не с земным отцом, хотя и это не исключено, а с Отцом Небесным, показывает, в каких отношениях мы должны находиться с Богом и в каких действительно находимся.

Господь—Отец всех людей. Все люди—чада Отца Небесного, и между ними существует единство общности. У Отца Небесного много любви, много милосердия и щедрот. И поскольку Он есть высочайшая и абсолютная Любовь, эти щедроты и милости богато изливаются на всех—добрых и злых, покорных и непокорных детей. Отец Небесный дал нам дыхание и жизнь, и все необходимое для жизни земной и для жизни вечной. Мы же, дети Отца Небесного, земнородные сыны, не всегда правильно и достойно пользуемся щедротами своего Отца: чаще всего мы руководствуемся собственными побуждениями, желанием удовлетворить низменные страсти и порочные запросы греховного ума и сластолюбивой плоти. Получив от Отца Небесного саму жизнь и все необходимое для жизни, мы норовим отойти далеко в сторону, подальше от глаз. Стоит сделать только один шаг от света в сторону, как тьма уже окутывает, охватывает и покоряет нас. Избрав добровольно тьму, мы, беспомощные, пытаемся чего-то искать: ложного счастья, греховных удовольствий, неправедных друзей, торгуем имуществом Отца Небесного и в погоне за удовольствиями, в поисках удовлетворения порочных желаний прожигаем свое состояние, тратим свои способности, истощаем свои физические силы. Мы отдаем себя временным, суетным и скоропреходящим благам, забывая о благах вечных.

Если каждый из нас найдет в себе силу и мужество посмотреть на себя, то не потребуется особых доказательств, чтобы убедиться в том, что все мы, блуждая в этой жизни, очень надеемся на себя, меньше всего помним о силе, правде и, главное, о любви Отца Небесного. Бредем подчас, шаг за шагом теряя остатки сил и света, исполняясь безысходной тоски. Но наступает день—и дай Бог, чтоб для каждого блудного сына он наступил,—когда, потеряв все и изведав горечь разочарований и безысходности, мы начинаем сопоставлять жизнь в отеческом доме с блудной жизнью на далеких дорогах распутства, заблуждений и соблазнов. И благо тому человеку, который, подобно евангельскому блудному сыну, придет наконец в себя и, поняв истинную цену вещей и событий, окружавших его, вернется в отчий дом.

Евангельский блудный сын вернулся к отцу после долгой и сложной жизни, отнявшей все, что у него было, и, можно сказать, потеряв самого себя. Пришел к отцу—и все получил заново, хотя надеялся на права не сыновние, а последнего наемника. Каждый из нас, независимо от того, насколько далеко он ушел от отеческого дома, от Церкви, от Бога, от правды, если только опомнится, придет в разум и найдет в себе силу вновь вернуться к источнику света и любви, незамедлительно получает прощение и прежнюю любовь Отца Небесного.

Блудный сын, повествует Евангелие, еще далеко был на пути к отеческому дому, а отец уже вышел к нему навстречу, распростер свои объятия и покрыл сына любовью и прощением.

Такова судьба каждого кающегося грешника. Таков благополучный исход. Если грешник находит в себе силу и сознание вновь вернуться к Отцу, Господь возвращает ему то богатство, которое он неразумно растратил на греховных дорогах жизни, возвращает прежнее сы-новство.

Блудный, но сын... И как это важно всегда помнить. Сыновство—это огромное счастье и бесконечные возможности для каждого человека. Сын... Сын Отца Небесного. Какими бы грешными мы ни становились в нашей жизни, если мы потеряли истину, отчий дом, но остались сыновьями, то это уже все: и возможность, и надежда, и спасение. Главное—не потерять совсем чувства сыновства, помнить, что есть возможность исправиться и вновь обрести отеческую любовь. Вводя нас в пречестные дни Великого поста, Церковь напоминает нам об этой радостной и счастливой возможности.

Пусть же сердцеведец Господь, знающий не только наши дела, но и помышления, не лишит нас благодатного дара сыновства и сознания того, что мы все и все равно дети Отца Небесного, ибо это сознание всегда будет помогать недостойному стать достойным, неправедному—праведным, заблудшему вернуться на путь правый, пропавшему найтись, погибшему вернуться к жизни. Аминь.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф. 19, 14), — говорил Господь своим ученикам.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru