Мытарево смирение (Неделя о мытаре и фарисее)

В евангельской притче на примере мытаря и фарисея Господь учит нас, с каким расположением духа нужно молиться в церкви или где бы то ни было. Молитва — великое дело. Через молитву человек общается с Богом, получает от Него дары благодати. В молитве человек благодарит Бога как Благодетеля за непрестанные милости и славит Его как всесовершенного Творца и Промыслителя.

Фарисей и мытарь вместе пришли в храм Божий помолиться, но вынесли из храма неодинаковый плод молитвы. Мытарь пошел в свой дом более оправданный Богом, чем фарисей. Послушаем, как молился фарисей и как молился мытарь, и кто из них угодил Богу своей молитвой. Войдя в церковь, фарисей молился так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие челове-ки, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". Совсем не так молился мытарь. Он говорил мало, но с многой скорбью о своих грехах, не поднимая головы, ударял себя в грудь и говорил: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!". И вот результат: мытарь пошел из церкви домой оправданным, хотя был грешник, а фарисей — нет, хотя и делал дела законной правды (Лк.18,10-14).

Чем же была угодна Богу молитва мытаря? Тем, что он в своей молитве был смирен и имел сердце сокрушенное, а "сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит" (Пс.50,19).

Отчего же молитва фарисея была неугодна Богу? "Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!"—говорит Бог через Пророка (Ис.5,21). Фарисей в слепом самомнении и гордости забыл, что говорит и с Кем говорит.

У каждого из нас несравненно больше грехов, чем добрых дел, да и добрые дела наши совершаются при помощи Божией (Ин. 15,5),—чем же тут хвалиться? Не лучше ли пролить слезу сокрушения о грехах своих, не лучше ли вознести теплую молитву ко Господу и Тому возвестить печаль свою, "яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися" (Ирм.8 гласа, песнь 6). Каждому из нас по совершении всякого доброго дела нужно помнить слова Господа: "Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк. 17,10). И какая нам может быть польза от того, что мы говорим о чужих грехах, если мы сами "в бездне греховной валяемся", или о своих добродетелях, когда у других их куда больше; не лучше ли и не полезнее ли чаще повторять: "Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего" (Молитва св.Ефрема Сирина).

Молитва мытаря—это истинный пример молитвы, оправдывающей грешника. С мытаревыми чувствами и расположением души надобно предстоять в храме, который есть дом молитвы, место совершения великой бескровной жертвы, место единения Бога с человеком.

Много значит и внешнее положение молящегося в церкви, ибо оно служит выражением внутреннего настроения. Кто приходит в церковь поздно, а выйти спешит пораньше, тот мало понимает достоинство молитвы и назначение Церкви, которая молится только о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входит в храм. Кто в храме позволяет себе разговоры о делах житейских, рассматривает, кто как стоит, осуждает стоящих в храме, тот уподобляется фарисею. Кто при наличии телесных сил, далекий от преклонных лет старости, прислоняется к стене, ропщет на продолжительность служб, тот исполняет только внешний обряд, не сознавая, что молитва есть подвиг, что в устремлении к Богу молитвенного духа должно быть некоторое самоотвержение. Кто скучает, когда совершается заупокойное поминовение незнакомых лиц, тот не проникся братской о Христе любовью ко всем, тот и в церковь принес дух себялюбия и фарисейского превозношения. А против этого-то духа и направлено церковное богослужение, внушающее нам взаимную друг ко другу любовь: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Господа".

Церковь всегда молится не только о всех предстоящих, но и о всех оставшихся вне храма ради извинительных причин и в отшествии сущих, о плавающих и путешествующих, о любящих нас и ненавидящих, о всех прежде почивших повсюду православных христианах.

Пусть каждый из нас, собираясь в храм или стоя на молитве, заботится преимущественно о том, как благоус-пешно молиться, чтобы выйти из церкви оправданным, как мытарь, а не осужденным, как фарисей. Аминь.

 

Церковные Таинства

—    Совершение вместе Таинства Крещения и Миропомазания — традиция Православной Церкви. Истоки такой традиции — в словах самого Спасителя, когда он говорит о необходимости для человека родиться "от воды и Духа". Духовное рождение "от воды" — это Таинство Крещения, а рождение "от Духа" — это Таинство Миропомазания.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru