Не десять ли очистилось? (Неделя 29-я по Пятидесятнице)

Каждый из нас, слушая евангельское повествование об исцелении десяти прокаженных, чувствует в глубине души благость и вместе с тем укоризну Христова вопроса: "Не десять ли очистилось? где же девять?" (Лк. 17,17). Неужели те девять были так черствы душой, неужели они не испытывали потребности вернуться, пасть к ногам Исцелителя и воздать Ему хвалу?

Не вернулись и не поблагодарили. Как это близко и понятно нашему чувству и сознанию. Мы забываем или не любим благодарить. Чаще всего мы просим. Это имеет место и в нашем человеческом обиходе, и в нашей христианской жизни. Всегда есть какая-то доля эгоизма в наших молитвах. Иногда наша просьба бывает ничтожная и даже легкомысленная, с обещанием отслужить молебен, пожертвовать что-либо на церковь, дать неимущему. Стоит только пройти нашей беде, миновать горю, как постепенно слабеют, отодвигаются на задний план наши обещания, и тянутся дни обычные, без благодарения и молитв.

Кроме славословия и просительных молитв, есть еще один вид молитв—молитв благодарственной хвалы и благоговейного славословия Творцу, Источнику всех благ. Благодарность—это светлая и ликующая сила в религиозном чувстве. В благодарности открывается бесконечная глубина исповедания человеческого сердца, готового петь, хвалить и благодарить Неизреченного Бога—Отца, Сына и Святого Духа, благодарить Его за все "ведомые и неведомые, явленные и неявленные благодеяния, бывшие на нас". Богу предстоят "тысячи архангелов и тьмы ангелов, херувимы и серафимы, шестокрылатии, многоо-читии, возвышающийся пернатии". Они беспрерывно поют Ему "Осанна...". С этими блаженными силами и мы, грешные люди, должны петь: "Свят еси и пресвят Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый...".

"Не десять ли очистилось? где же девять?". Неужели те девять были так черствы, неужели они не испытали потребности вернуться и воздать Богу хвалу, как это сделал самарянин?

Только один возвратился, громким голосом прославляя Бога. Он останется на вечные времена памятником благородства человеческой души. Он наше оправдание.

У Тургенева есть стихотворение в прозе, называемое "Пир у Верховного Существа", где образно представлена евангельская мысль. Верховное Существо на своем пиру, устроенном для всех известных добродетелей, представляет друг другу две добродетели—благодеятельность и благодарность. Обе добродетели несказанно удивились: с тех пор, как мир стоит, они встретились в первый раз.

Н.В. Гоголь в своем завещании писал: "Будем стараться, чтобы все наши занятия были устремлены на прославление Имени Его и вся наша жизнь была неумолкаемым Ему гимном". А святитель Иоанн Златоуст девизом своей страдальческой жизни избрал слова: "Слава Богу за все!".

Будем всегда сочетать просительные молитвы с молитвой благодарения и славословия Отцу Небесному, любовь и милосердие Которого, несмотря на наше непостоянство, никогда не меняются. Аминь.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Православная Церковь во взаимоотношениях с государством в качестве эталона использует доктрину святого императора Юстиниана о симфонии властей, определенную им в предисловии к одному из законов, так называемой "Шестой новелле": "Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием — это священство и царство.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru