Не десять ли очистилось? (Неделя 29-я по Пятидесятнице)

Каждый из нас, слушая евангельское повествование об исцелении десяти прокаженных, чувствует в глубине души благость и вместе с тем укоризну Христова вопроса: "Не десять ли очистилось? где же девять?" (Лк. 17,17). Неужели те девять были так черствы душой, неужели они не испытывали потребности вернуться, пасть к ногам Исцелителя и воздать Ему хвалу?

Не вернулись и не поблагодарили. Как это близко и понятно нашему чувству и сознанию. Мы забываем или не любим благодарить. Чаще всего мы просим. Это имеет место и в нашем человеческом обиходе, и в нашей христианской жизни. Всегда есть какая-то доля эгоизма в наших молитвах. Иногда наша просьба бывает ничтожная и даже легкомысленная, с обещанием отслужить молебен, пожертвовать что-либо на церковь, дать неимущему. Стоит только пройти нашей беде, миновать горю, как постепенно слабеют, отодвигаются на задний план наши обещания, и тянутся дни обычные, без благодарения и молитв.

Кроме славословия и просительных молитв, есть еще один вид молитв—молитв благодарственной хвалы и благоговейного славословия Творцу, Источнику всех благ. Благодарность—это светлая и ликующая сила в религиозном чувстве. В благодарности открывается бесконечная глубина исповедания человеческого сердца, готового петь, хвалить и благодарить Неизреченного Бога—Отца, Сына и Святого Духа, благодарить Его за все "ведомые и неведомые, явленные и неявленные благодеяния, бывшие на нас". Богу предстоят "тысячи архангелов и тьмы ангелов, херувимы и серафимы, шестокрылатии, многоо-читии, возвышающийся пернатии". Они беспрерывно поют Ему "Осанна...". С этими блаженными силами и мы, грешные люди, должны петь: "Свят еси и пресвят Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый...".

"Не десять ли очистилось? где же девять?". Неужели те девять были так черствы, неужели они не испытали потребности вернуться и воздать Богу хвалу, как это сделал самарянин?

Только один возвратился, громким голосом прославляя Бога. Он останется на вечные времена памятником благородства человеческой души. Он наше оправдание.

У Тургенева есть стихотворение в прозе, называемое "Пир у Верховного Существа", где образно представлена евангельская мысль. Верховное Существо на своем пиру, устроенном для всех известных добродетелей, представляет друг другу две добродетели—благодеятельность и благодарность. Обе добродетели несказанно удивились: с тех пор, как мир стоит, они встретились в первый раз.

Н.В. Гоголь в своем завещании писал: "Будем стараться, чтобы все наши занятия были устремлены на прославление Имени Его и вся наша жизнь была неумолкаемым Ему гимном". А святитель Иоанн Златоуст девизом своей страдальческой жизни избрал слова: "Слава Богу за все!".

Будем всегда сочетать просительные молитвы с молитвой благодарения и славословия Отцу Небесному, любовь и милосердие Которого, несмотря на наше непостоянство, никогда не меняются. Аминь.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru