Богатство (Неделя 26-я по Пятидесятнице)

Только что мы слышали евангельское чтение—слово Божие. Христос ведет разговор с богатым человеком, которого в итоге называет безумным. Так поступает Господь не потому, что осуждает или порицает необходимые для жизни материальные блага, Он осуждает неправильное отношение к ним, когда лишь в материальном благе и только в нем человек видит все главное для жизни. Господь осуждает богатство как самоцель, которая ослепляет человека, заслолняя все остальные ценности. Слова, которыми утешает себя евангельский богач, обращаясь к душе: "Душе моя, покойся, ешь, пей, веселись",—слова, к сожалению, большинства людей, девиз земнородных.

По учению святого апостола Павла, человек состоит из духа, души и тела. Дух—это высшее и святое, что отличает человека от всего сотворенного и что роднит его с Богом. Душа—это жизненная сила в человеке. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2,7). Душу жизни имеет все живущее в этом мире (Быт. 1,30). Обращаясь к своей душе, богач говорил: «Ешь, пей, веселись, покойся». И, наконец, плоть человеческая—это храмина духа, это частица материи, это то, что делает человека плотяным и материальным. Всех людей захватывает потребность плоти больше, чем потребность духа. Человек воздвигает культ плоти. Требования плоти занимают наш ум и устремления, мы стараемся стяжать себе богатство, чтобы можно было есть, пить и веселиться.

Назидая нас словами Господа Иисуса Христа, Церковь хочет, чтобы мы правильно располагали своими силами и возможностями. Да, необходимо питать и греть свою плоть, потому что она является храмом Духа Божия, живущего в нас. Но необходимо удовлетворять и духовные свои запросы и потребности. Может ли человек пользоваться абсолютным покоем, если он будет только есть, пить и веселиться? Часто в поисках покоя человек теряет последний покой и отдых. Ешь, пей... Сколько усилий употребляем мы для этого, лишь бы наполнить чрево! Мы пресыщаемся, а пресыщенность рождает опасные пороки и разочарование. Излишества в питии, особенно алкогольном, так же опасны, как и в еде. Они расстраивают физическое здоровье, вредят совершенству духа. А веселье... Как его любят люди! С какими усилиями ищут его, а найдя, пресыщаются, приходят в разочарование и отчаяние, ища все новых форм лживого утешения и наслаждения. 

Император Нерон в поисках веселия и развлечений устроил однажды забавную сцену: с галерей в зал, где собралось множество гостей, все время сыпали лепестки роз. Сначала все гости ликовали. Такая забава пришлась им по сердцу уже потому, что было в ней что-то новое. Вот гости уже утопают в лепестках роз, не могут передвигаться. Игра продолжается по злому замыслу императора. Лепестки сыпались до тех пор, пока гости не пришли в отчаяние, они начали кричать и задыхаться. Торжествовал лишь один император, глядя на очумевшую толпу. Так кончается всякое с излишеством плотское наслаждение, к которому мы тщетно устремляемся, думая, что именно в нем заключается счастье нашей жизни.

У нас есть запросы духа. Душа тоскует по небу, как выразился один наш поэт, по своей отчизне. Никакие скучные звуки земли не могут заменить ей небесного голоса, созвучного и присущего человеку—образу Бо-жию. Есть у нас высшие запросы духа, которые постоянно встают перед нами и ждут своего решения. "... Не хлебом одним будет жить человек" (Мф.4,4).

Веруя в Бога, в высший Божественный разум, который управляет всем миром, вознося к Богу свои молитвы, будут ли это просьбы, славословия или благодарения, посещая богослужения и причащаясь в Церкви нетленной пищи—Животворящего Тела и Крови Христовой, мы достигнем временного и напитаем жаждущую душу вечным. В этом наше призвание и назначение. Что может быть радостнее и благодатнее, чем ощущение и знание того, что человек, будучи немощным, греховным, земным, принадлежит небу и вечности. Да будет нам в этом верным учителем и помощником святая Церковь и да будут с нами милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.
 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Исходя из содержания вопроса, постулат (имеется в виду, видимо, некое утверждение, принимаемое без доказательства, в данном случае, на веру) применительно к вероучительным вопросам — это основные догматы христианства.

Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru