Богач и Лазарь (Неделя 22-я по Пятидесятнице)

Святая вера учит, что земная наша жизнь есть время воспитания для вечности. Земля есть школа, где мы приготовляемся для неба. Счастливые и несчастные случаи в нашей жизни—это уроки, какие дает нам Небесный Наставник, содержащий в руке Своей все жребии человеческие. Научимся же понимать эти уроки и пользоваться ими для спасения души своей.

Есть у нас нехорошая привычка—не узнавать себя в тех притчах и примерах, которые иногда прямо касаются нас с вами. "Это нас не касается, мы не такие, это касается других",—любим мы говорить. А отсюда выходит то, что мы нередко при чтении евангельской притчи не извлекаем для себя полезных наставлений и продолжаем жить, как и жили. Приложим же нынешнюю евангельскую притчу о богатом и Лазаре (Лк. 16,19-31) к себе настолько, насколько позволяет нам добрая совесть. Послушаем, о ком и что говорится в нынешнем Евангелии. Говорится о человеке богатом и о бедном Лазаре. О богатом,—что он жил богато, одевался роскошно, увеселял себя с друзьями на всякий день богатейшею трапезою, а к бедным и несчастным был крайне жестокосерд и скуп. О Лазаре говорится, что он в струпьях лежал у ворот дома богатого и желал питаться только крошками, падающими со стола богатого, и что псы, приходя, лизали его струпья. Потом говорится о состоянии того и другого после смерти, о злополучнейшей участи богача и о блаженной участи Лазаря: "Умер нищий и отнесен был Ангелами в царство небесное, на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его" (Лк. 16,22-23).

Следует обратить внимание на три важных момента: наше отношение к богатству, неизбежность смерти и действительность загробного бытия.

Уже в Нагорной проповеди Христос говорил о блаженстве нищих (Лк.6,20), о том, что не следует нам собирать сокровищ на земле (Мф.6,19), ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6,21). Богатство дает опасную для души сытость (Лк.6,24-25) и беспечность. И если страшен в мире голод голодных, то страшна также и сытость сытых. Христос предостерегал от любостяжания и однажды рассказал притчу о "безумном богаче", думавшем стяжанием богатства достичь покоя, сытости и веселия (Лк. 12,16-21). Христос призывал продавать имения, давать милостыню и тем самым приготовлять себе сокровище в Царствии Божием, куда вор не приближается и где моль и ржа не истребляют (Лк. 12,33).

Видели в богатстве опасность и святые апостолы (1 Тим.6,17; Иак.5,1). Жития святых рассказывают о многочисленных случаях буквального понимания евангельских слов: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах" (Мф. 19,21).

Однако в слове Божием говорится иногда и об ином отношении к богатству, при котором можно спастись и достигнуть святости, оставаясь богатым. Богатым был Закхей (Лк.19,2), богатым был Иосиф Аримафейский (Мф.27,57), богатым был проданный в Египет Иосиф, заслуживший доверие фараона и распоряжавшийся его огромными сокровищами (Быт.39,5), богатым умер, после постигших его испытаний, праведный Иов (Иов.42,12) и др.

Опасно для души не богатство само по себе, а неправильное к нему отношение. Опасна надежда на него, как на некую силу, равнозначную силе Божией; богатство опасно, когда оно превращается в идола—Маммо-ну. "Трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие" (Мк.10,24).

Порфира, виссон, в которые одевался евангельский богач и его ежедневные пиры—все должно неизбежно окончиться смертью, отменить которую никакие теории не могут. Но и нищета Лазаря, унижения, обиды, несправедливость положения тоже окончатся смертью. Последняя есть уравнение всех.

После смерти должна быть по вере нашей жизнь, жизнь не в несколько десятков лет, а вечная—мучительная и страшная для обидчиков, угнетателей и блаженная и светлая для обидимых, угнетаемых. Это так ясно, так просто, а главное, так верно, и этого так требует наше внутреннее сознание, наше моральное чувство.

Вечная истина притчи о богатом и Лазаре уверяет нас в том, что за гробом начинается действительная вечная жизнь или действительное вечное мучение: душа богача, как и Лазаря, сохраняет свою жизненность, свои чувства, ощущения, свою индивидуальность; одна—в ужасном лишении, т. е. в состоянии, совершенно противоположном тому, в каком она была на земле, другая—в радости и довольстве. Они разговаривают: одна—в аду, в пламени, другая—в Царстве Небесном. И какой поучительный разговор между попавшим в ад богачом и между Авраамом, отвечающим за Лазаря! Богатый просит послать Лазаря в дом отца его предупредить пятерых братьев не жить той жизнью, которую вел он, и, несомненно, продолжают вести братья его.

Первое впечатление от отказа послать предупреждение как будто несколько тягостное и жестокое, но если глубже вдуматься, то становится ясной бесплодность посылки. Зачем? Ведь есть простейшая ясность Закона Моисеева и пророков, запрещающая так жить на земле, как жил богатый, никогда не облегчивший участи Лазаря. Если люди не слушают Моисея и пророков, при всей ясности преподанного им учения, то и пришедшего из потустороннего мира не примут. Конечно, объяснят такое явление "научно", как галлюцинацию, самообман, плод расстроенного воображения, и снова жизнь потечет по-прежнему.

Для верующего сердца притча о богатом и Лазаре— это Божественное разрешение одного из мучительных вопросов—жизнь "там". Вот цель приобретения, вот сокровище благих. Тело непременно умрет, и порфира и виссон истлеют, а бессмертная душа будет или в обителях Отца Небесного, или в местах бесконечного мучения. Аминь.
 

Церковные Таинства

— Еще в Ветхом Завете есть прообраз христианского Таинства Миропомазания. Моисей, сообщив своему брату Аарону Божие повеление и ставя его первосвященником, сначала омыл его водой "и возлил елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтобы освятить" (Лев. 8, 6-12).
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— В прошлые века именно Православная Церковь просвещала общество, эффективно решала вопрос народного образования. Об этом свидетельствуют древнерусские летописи, вдохновенная духовная литература, жемчужины народной поэзии, которые берут корни в христианском благочестии, наконец, высокая христианская нравственность народа в те времена.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
181920222324
25262728293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru