Приветственное слово Блаженнейшего Митрополита Онуфрия участникам научной конференции «Наследие святого Владимира Церковь, государство, общество»

Я рад приветствовать всех вас на этом научном форуме. Мы собрались здесь, чтобы почтить память крестителя Руси - святого равноапостольного князя Владимира. 2015 - это год великого юбилея. Сейчас исполняется 1000 со дня блаженной кончины равноапостольного великого князя Владимира. Вклад святого Владимира в историю нашей Церкви, нашего государства и нашего народа трудно переоценить. Можно уверенно говорить, что эпоха князя Владимира оказало решающее влияние на дальнейшую историю Руси. И сегодня наследие святого Владимира в значительной мере определяет развитие нашего народа.

Исходя из этого, Украинская Православная Церковь приняла решение о проведении общецерковных торжеств по случаю 1000-летия со дня преставления святого князя Владимира. И нынешняя научная конференция является одним из юбилейных мероприятий в рамках запланированных на этот год торжеств. Для нас особенно приятно, что и украинское государство с уважением относится к памяти о святом князе Владимире. Согласно указу Президента Украины от 25 февраля 2015 (№ 107/2015) Свято-Владимирский юбилей отмечается в Украине на государственном уровне.

Святое крещение, которое принял киевский князь, коренным образом изменило не только его мировоззрение и его личную жизнь; повлекшее коренные изменения в жизни всего древнерусского общества. Память о Крещении Киевской Руси и о князе Владимире уже на протяжении тысячелетия остается важной составляющей нашей идентичности. И сегодняшнюю нашу научную конференцию мы посвящаем, прежде всего, наследию святого Владимира.

Хотя история Крещения Руси изучается уже не одно столетие, все же следует признать, что и сегодня есть немало дискуссионных вопросов. За неимением источников мы далеко не всегда можем уверенно говорить о различных аспектах деятельности князя Владимира. В частности, уже не первый век в исторической науке продолжается дискуссия по поводу того, где именно и когда именно князь Владимир принял святое Крещение. Имеющиеся источники не позволяют дать на этот вопрос однозначного ответа. Также остаются до конца невыясненными обстоятельства заключения русско-византийского соглашения, по которому святой Владимир женился на византийской царевне Анне. Однако, бесспорным является то, что около 988 г. Киевский князь Владимир сделал судьбоносный выбор в честь восточного христианства. Он сам принял святое Крещение и инициировал массовое крещение киевлян. После этого одной из главных задач, которые поставил перед собой святой Владимир, было распространение веры Христовой по всей Руси. Уже через несколько лет после крещения Владимира была создана Киевская митрополия. Также уже при жизни святого Владимира были открыты епископские кафедры в Новгороде Великом, Белгороде (под Киевом) и Чернигове, а возможно, и в Полоцке и Переяславе.

Как нам сообщает «Повесть временных лет», сразу же после возвращения из Корсуня князь Владимир начал разрушать в Киеве языческие святилища и строить христианские храмы. Впоследствии уничтожение языческих капищ произошло и в Новгороде. По распоряжению князя подобные действия, скорее всего, имели место и в других крупных городах Руси. Тем самым было положено начало масштабному процессу храмостроения по всей Руси. Первые церкви были деревянными, однако вскоре мы видим и развитие каменного строительства. Митрополит Иларион в знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет, что уже во времена Владимира на Руси появились не только церкви, но и первые монастыри.

Важным событием в истории Руси стало построение в Киеве Десятинной церкви в честь Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что ее строили греческие мастера и украшена она была иконами, привезенными из Корсуня. Десятинный храм в самом своем названии сохранил свидетельство о мероприятиях князя Владимира по организации материального обеспечения Церкви. После завершения строительства и освящения этого храма князь Владимир установил отдавать десятину как от своих собственных владений, так и от всех княжеских судов, торговли и имущества по всей Руси в пользу Церкви.

Важным письменным источником, свидетельствует о мероприятиях князя Владимира по благоустройству государственно-церковных отношений, является известный Церковный устав. Помимо установления десятины, устав князя Владимира говорит и о юрисдикции церковного суда. Конечно, по византийской традиции в юрисдикции церковного суда находились, прежде всего, клирики и их семьи. Кроме того, князь Владимир отнес к сфере церковного судопроизводства брачные и семейные дела. Это был важный шаг, поскольку тем самым Церковь получила возможность непосредственно влиять на семейную жизнь новокрещеных русичей. Также в церковном суде рассматривались дела о колдовстве и преступления против морали. Это также было важным изменением в жизни Древней Руси. Конечно, колдовство и волхвование, широко распространенные в языческой среде, до принятия христианства, не считались на Руси преступлением. Теперь же в общественное сознание постепенно внедряется другой взгляд на подобные практики. Они категорически осуждаются.

Таким образом, святой Владимир четко разграничивает юрисдикцию церковного и светского судов. И такое разграничение сохранялось на Руси на протяжении многих веков. Лишь после насильственного отделения Церкви от государства в ХХ в. в юрисдикции церковного суда остались исключительно дела канонического характера.

К эпохе князя Владимира относится и первая попытка введения на Руси школьного образования. Среди ученых еще с XIX в. продолжается дискуссия по поводу того, какой была образование на Руси во времена князя Владимира. Исследователи высказывали прямо противоположные мнения по этому поводу. В частности, митрополит Макарий (Булгаков) считал, что уже на рубеже Х-ХI вв. на Руси было открыто много училищ и заложены основы системе образования. Он достаточно высоко оценивал уровень этого образования. Некоторые исследователи даже предполагали существование во времена князя Владимира на Руси первых вузов. Зато академик Евгений Голубинский, наоборот, довольно сдержанно оценивал уровень образования в этот период. Он считал, что на Руси существовали лишь элементарные школы, которые могли научить своих учеников только азам грамотности. Тем не менее, совершенно очевидно, что те начала школьного образования, которые появляются на Руси во времена святого Владимира, были тесно связаны с Церковью. Очевидно, что именно при храмах действовали школы, в которых дети могли научиться читать и писать. Кроме того, эти школы в качестве пособий использовали почти исключительно церковную литературу. Итак, освоение грамотности вместе с тем означало и постепенную христианизацию древнерусского общества.

Еще одним важным направлением деятельности святого Владимира, о котором говорят почти все источники, стала его забота о бедных. После принятия веры Христовой князь Владимир обращает особое внимание на дела милосердия. На княжеском дворе регулярно раздаются продукты и денежная милостыня всем, кто в этом нуждается. Более того, князь приказал развозить подводы с милостыней по городу, чтобы ее могли получить и те, кто из-за болезни не мог прийти к княжескому двору. Как видим, крещение в корне изменило князя Владимира. Теперь он пытается соответствовать высокому нравственному идеалу христианского правителя. И это внутреннее изменение, которое произошло в душе князя, всего поражала современников.

Исследователи предполагают, что князь Владимир в последние годы жизни пытался осуществить и определенную политическую реформу. В то время Древнерусское государство считалась коллективным владением княжеского рода. Старший в семье должен занимать великокняжеский стол в Киеве, остальные же члены рода занимали княжества в соответствии со своим возрастом и статуса в семье. Исходя из этой традиционной практики, после смерти Владимира Киевский стол должен был занять старший из его сыновей. Однако, можно предполагать, что Владимир хотел передать престол одном из своих молодых сыновей - святому Борису. По мнению известного исследователя Александра Назаренко, князь Владимир не хотел отменять систему княжеских уделов. Однако, он пытался ввести своеобразный сеньорат, то есть предоставить одному из сыновей политическую власть над другими. Вероятно, именно эта попытка политической реформы вызвала недовольство старших сыновей Владимира - Святополка и Ярослава. И поэтому в последние годы жизни Владимира мы наблюдаем очевидное обострение его отношений со старшими сыновьями. В 1015, именно тогда, когда разгорался этот конфликт, князь Владимир внезапно умер, так и не закончив задумчивую реформу. В результате между его сыновьями вспыхнула кровавая спор, жертвами которой стали святые князья Борис и Глеб.

Память о князе Владимире как об определяющей историческую личность всегда сохранялась на Руси. Уже через несколько десятилетий после смерти князя Владимира мы видим и первые признаки его церковного почитания. В частности, уже митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» называет Владимира подобным царя Константина. Однако, в Древней Руси не существовало формальной процедуры канонизации святых, поэтому мы не имеем четких сведений о времени установления общерусского церковного почитания святого Владимира. Наверное можем лишь сказать, что такое честь окончательно сформировалось не позднее XIII в., А с XIV в. имя святого Владимира регулярно встречается в святцах.

Даже с такого краткого обзора основных направлений деятельности святого Владимира после крещения Руси мы видим, что его эпоха имела определяющее влияние на дальнейшее развитие Древней Руси. По инициативе князя Владимира была создана церковно-административную структуру Киевской митрополии, решен вопрос финансового обеспечения Церкви и четко очерчены юрисдикцию церковного суда. Также при поддержке князя начинается процесс формирования самобытной древнерусской церковной культуры, которая основывалась как на многовековой греко-византийской традиции, так и на христианской культуре славянских народов (прежде всего, болгар). Были заложены основы школьного образования, начало реформе, которая имела целью усиления власти великого князя и укрепления государства. Таким образом, принятие христианства оказало определяющее влияние не только на сферу религиозной жизни, но и на общественно-политическую и культурную жизнь Киевской Руси.

 Сегодня на нашей конференции мы имеем хорошую возможность совместно задуматься над наследием святого Владимира. Особенно ценным для нас является тот факт, что к участию в этой конференции согласились представители как светской, так и церковной науки. В этом можно видеть определенный символ единства наследия святого Владимира.

Я хочу пожелать всем участникам и гостям конференции благословенных успехов в деле изучения нашего исторического прошлого. Призываю на всех вас Божие благословение. Пусть Господь наш Иисус Христос молитвами святого равноапостольного князя Владимира сохранит нас всех в вере и благочестии.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru