Неделя 28-я по Пятидесятнице : Неблагодарность - наибольшая вина перед Богом
21 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, во время Божественной литургии в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью, в которой обратил внимание на важность благодарности человека Богу за Его благодеяния.
В воскресном евангельском чтении говорилось о десяти прокаженных, исцеленных Спасителем. Как известно из Священной истории, только один из них вернулся ко Христу, чтобы поблагодарить за исцеление.
«У нас есть духовная проказа, - сказал Блаженнейший владыка, - наши грехи. Проказа может быть и приобретенной, и врожденной - и наши грехи тоже бывают двух качеств: те, которые мы допустили в своей жизни, и те, которые мы унаследовали от своих предков. Но чаще грехи проявляются в совокупности, когда мы уже не отличаем тяжести полученных грехов от врожденных, только чувствуем их бремя». Однако, как подчеркнул Предстоятель, какой бы ни была причина духовной болезни, христианин должен помнить, что нет такого греха, который бы мог помешать ему обратиться к Богу с покаянием и получить вожделенное прощение и исцеление.
Продолжая мысль, Его Блаженство отметил, что человек в силах преобразить и последствия своего личного греха, и грехов своих предков. Если она находится от Бога далеко и чувствует, что у нее нет мира, этот человек должен со смирением обратиться к Богу и сказать: "Иисус, наставник, помилуй нас!», - И Господь поможет такому человеку. Но когда он получил необходимую Божию помощь, то обязательно должен благодарить Его за это. «Мы живем на земле в окружении Божьих милостей: одежду, которую носим; еду, которой питаемся; жилье, в котором мы живем; другие предметы необходимости, наше здоровье и все остальное является Божественными дарованиями для человека, - обратил внимание Блаженнейший Митрополит. - Бог нам их дает во временное пользование, потому что придет время, когда все это придется покинуть. И человек должен быть Богу благодарным за это». Нет такого возмездия от человека, который бы мог равноценно соответствовать всем благодеяниям Божиим. «Нам нечем расплатиться, мы только можем благодарить Бога за все Его благодеяния. И если мы неблагодарны, то становимся виновниками перед Богом», - подчеркнул Его Блаженство.
Архипастырь сравнил благодарность человека перед Богом с исполнением своих обязанностей того, кто взял кредит в банке. Если заемщик вовремя платит свои проценты, то в определенное время он рассчитывается с банком, и последний уже не имеет к нему никаких претензий. Если же клиент перестает выплачивать необходимые проценты, то его имущество конфискуют, а самого недобросовестного заемщика могут посадить за решетку.
«Вот таким своеобразным источником кредитов, которыми мы пользуемся в нашей жизни, и есть Господь, - продолжил Блаженнейший владыка. - И те проценты, которые мы должны оплатить за наши кредиты - это есть наша благодарность Богу. Если мы благодарим Бога, то Он ничего не требует от нас взамен, мы свободно пользуемся Его благами и не боимся, что за это получим наказания. Если мы не благодарим, то становимся виновниками, которые неправильно используют Божественные дары». Его Блаженство привел слова преподобного Петра Дамаскина, который говорил, что человек должен перед Богом не столько за свои грехи, сколько за то, что принимал от Бога благодеяния и не благодарил за это.
«Поэтому и наша молитва к Богу тоже должна быть двухсоставной: сначала мы каемся за свои грехи, а потом благодарим за все, чем Бог наделяет нас в этой жизни», - подытожил Предстоятель.
← Душевный мир достигается только тогда, когда человек выполняет не свои желания, а заповеди Божьи | Предстоятель УПЦ: Мы молимся святителю Николаю чтобы сохранил Украину в мире и согласии → |
---|
Церковные Таинства
— Таинство Причастия, или Божественная Евхаристия, является преимущественно Таинством Церкви. По молитве Церкви епископ или священник благословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, которые силой Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и предоставляются для Причастия верующим в прощение их грехов, для жизни вечной и единения их с Господом и друг с другом в единое Тело Церкви. Освящение Святых Даров и Причастие является единым Таинством Евхаристии. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Православная Церковь во взаимоотношениях с государством в качестве эталона использует доктрину святого императора Юстиниана о симфонии властей, определенную им в предисловии к одному из законов, так называемой "Шестой новелле": "Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием — это священство и царство. |
Подробнее ... |