Блаженнейший Митрополит Онуфрий, Предстоятель УПЦ: «С помощью молитвы Церковь решает почти все свои вопросы»
17 августа 2014 года состоялась интронизация новоизбранного Предстоятеля УПЦ. На следующий день после столь знаменательного события в жизни Церкви редакция нашей газеты взяла первое интервью у Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.
— Ваше Блаженство, расскажите, пожалуйста, о задачах, стоящих ныне перед Украинской Православной Церковью.
— Во все времена первоочередная задача Церкви — помочь человеку очиститься от греха и примириться с Богом. Примирять наших сограждан с Богом является сегодня самой важной задачей Украинской Православной Церкви.
Второе, на что мы должны обратить внимание, — социальное служение Церкви. В этом направлении Церковь находит совместную область сотрудничества со всеми слоями общества — с государственными структурами, с коммерческими и социальными организациями и т. д. И это служение нас сближает. Милосердие к страждущим и обездоленным, независимо от их национальности и социального положения — одно из главных направлений служения Церкви. Наше милосердие должно проявляться в виде молитвы, сострадания, утешения, если необходимо — оказания материальной помощи, а также в защите тех, кого обижают.
— Главное служение — все же молитва...
— Молитва — это орудие, которым Церковь решает почти все свои вопросы.
— Что нужно изменить в нашем обществе, чтобы в нем исчезли или хотя бы уменьшились ненависть и напряженность?
— Надо искоренять грех, который делает человека агрессивным, злым, способным на самые крайние негативные поступки.
— А что в этом контексте должна делать Церковь?
— Мы возвещаем и напоминаем людям о том, как Господь учит нас вести себя в данных жизненных обстоятельствах. И не только напоминаем, но и молимся о людях, если они сами не могут освободиться от греховного бремени, чтобы, по молитвам Церкви, Господь помог им возрастать духовно, чтобы война была прекращена прежде всего в сердце человека, потому что именно оттуда начинаются все беды. Если человек не имеет мира с Богом, он не имеет мира с самим собой, не имеет мира с ближним — отсюда начинается вражда. Сначала — вражда против собственной совести, потом ненависть к тем, кто нас окружает, а затем — война. Война — это печальный плод крайней внутренней испорченности человека.
— Владыка, в недавнем интервью Вы сказали, что одна из функций Церкви — быть посредником между государством и обществом. Какова специфика такой посреднической функции?
— Церковь всегда защищала и защищает те слои населения, которые страдают от произвола и нищеты. Она напоминает государству об их существовании. Может быть, в силу занятости или каких-то других причин чиновники не все замечают, не на все обращают внимание, и Церковь напоминает, что есть такие люди, которым нужно помочь.
— Большинство наших граждан крещены еще в детстве. Однако регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются относительно небольшой процент крещеных. В чем наша недоработка, что необходимо изменить?
— Чтобы повысить духовный уровень наших прихожан, надо повысить уровень каждого из нас — служителей Церкви. Если этого не будет, то станет трудно что-то изменить. Учитель низкого ранга никогда не сможет воспитать ученика высокого ранга. Чтобы улучшить духовное состояние общества, необходимо улучшить наше собственное духовное состояние.
Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и возле тебя спасутся тысячи». Ты сам по-настоящему примирись с Богом и можешь ничего не говорить — возле тебя тысячи умиротворятся и спасутся.
— Может ли Церковь содействовать прекращению конфликта, например, диалогом с властью или с обществом?
— Церковь сама по себе не ведет такой диалог, потому что не участвует в этом конфликте. Она только призывает противоборствующие стороны к диалогу, чтобы они сели за стол переговоров и нашли решение, как прекратить кровопролитие.
— Помогает ли Церковь беженцам с востока страны?
— Мы отправили почти 150 тонн гуманитарного груза в пострадавшие районы Донбасса, собрали около миллиона гривен пожертвований для материальной помощи, даем приют беженцам при храмах и монастырях.
В Святогорской Лавре обрели временный кров около 400 беженцев, из них — 200 детей. В обители ежедневно кормят по 10 тысяч человек, приходящих из города, в котором все разрушено, отсутствует снабжение, нет пищи и предметов первой необходимости.
Много беженцев мы приняли в Днепропетровской области.
— Функционируют ли епархиальные управления в Донецке и Луганске?
— Да, функционируют. Ситуация в Луганске сложнее, чем в Донецке. Луганский епископ не может туда добраться — разрушены пути сообщения, взорваны мосты. Донецкое управление работает, хотя сегодня неизвестно точно, в каком помещении оно находится, поскольку все ежедневно меняется. Однако и там, и в Славянске, и в других горячих точках есть епископы, и они несут миссию служения, пребывая вместе со своей паствой.
— Владыка, Вы уже 24 года несете епископское послушание в Церкви. Наверное, много времени и сил уходит на административную деятельность. Исходя из личного опыта, подскажите мирянам, обремененным различными обязанностями, где брать силы, время для молитвы, для духовной жизни?
— Человек должен сам выделять время для своего духовного становления, за него этого никто не сделает. Духовное восстановление совершается в храме и в личной молитве. Необходимо находить время для посещения храма: пересмотреть свой режим, изменить привычки, от чего-то лишнего отказаться. Человека восстанавливает благодать Божия. Она дается, когда человек приходит в храм на общественную молитву или уединяется в домашней, личной молитве.
— Какими главными качествами необходимо обладать архипастырю?
— Общеизвестно, что это должны быть живая вера, свидетельствуемая делами, терпение, страх Божий, смирение, кротость. А к этому уже прилагается и мудрость. Если человек проявляет и умножает эти добродетели, то Господь приумножает и мудрость.
— А какие качества Вы цените в людях?
— Веру и страх Божий. Если человек имеет это в себе, значит у него есть большой потенциал для того, чтобы духовно совершенствоваться. Если этого нет, то с таким человеком очень сложно работать и сложно помочь ему в духовном развитии.
— Блаженнейший митрополит Владимир писал о важности таких категорий, как свобода и соборность в Церкви. Как надо понимать эти категории?
— Свобода подразумевает отсутствие греха, т. е. освобождение от греха. Если человек освободился от греха, то он по-настоящему свободен. Если же нет, то он не может быть свободным. В Церкви свобода ограничивается Божественным законом. Есть закон, который определяет то, что человеку полезно и допустимо, и то, что ему вредно. Вот в рамках этих заповедей и заключается нормальная свобода человека. Если человек не выходит за эти рамки, то он освобождается духовно.
Если в человеке преобладает единоличность, то он мнит себя великим и неповторимым. А соборность заставляет людей уважать друг друга, смиряться друг перед другом. А за смирение Господь дает человеку разумение истины и помогает ему.
— На Соборе епископов Вы инициировали создание стипендии имени Блаженнейшего митрополита Владимира. Что это за стипендия и кто ее может получить?
— Это стипендия для лучших студентов академии и воспитанников семинарии. Блаженнейший митрополит Владимир находил возможности поощрять таких студентов. Мы тоже будем искать какие-то источники, дабы эта традиция продолжалась.
— Владыка, иногда Церковь становится объектом внешнего давления и нападок. Как Церкви достойно осуществлять спасительную миссию при таких обстоятельствах?
— Мы должны обратить внимание на свое основное служение, сделать все возможное, чтобы люди знали и понимали позицию Церкви. На каждый роток не накинешь платок: невозможно оградить себя от скорбей, поношений, нареканий, да и не нужно этого делать. У нас пример — Сам Спаситель, Единый Безгрешный. И на Него возводили ложные обвинения, что Он ест и пьет с грешниками. Но Господь терпел это. «Меня гнали — и вас будут гнать», «Меня оскорбляли — и вас будут оскорблять». Таков путь Церкви. Духовно не опытные люди, слушающие темных духов, всегда были теми источниками, откуда проистекали неправда, поношение и оскорбление Церкви.
Для нас главное — совершать свою миссию. Мы должны думать о том, как нас Бог будет судить, а то, что люди говорят — кто похвалит, кто похулит — это уже дело человеческое.
— Как в подобной обстановке научиться любить?
— Если есть соответствующий уровень духовного совершенствования, то человек перестает обижаться на того, кто его оскорбляет. Если этого нет, то он начинает оскорбляться и ищет пути, чтобы отомстить своему обидчику.
— Что бы Вы пожелали читателям «Церковной православной газеты» и вашей пастве в эти сложные и трагические дни?
— Желаю вам терпения, чтобы мы терпели друг друга такими, какие мы есть; чтобы каждый находил время для молитвы, потому что в молитве человек очищается и освобождается от греха и в ней же духовно совершенствуется; всем — здоровья и Божия благословения.
Беседовал протоиерей Владислав Софийчук,
главный редактор «Церковной православной газеты»
← «Бог призвал меня, и я пошел» - Интервью Блаженнейшего Митрополита Онуфрия церковным журналистам | Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий: Молиться Богу — это наше служение миру → |
---|
Церковные Таинства
— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Реализация идеи клонирования человека встретила горячий протест со стороны большинства людей во всем мире, и не только христиан. Клонирование человека, как показывает опыт, может стать для общества разрушительным фактором. Еще в большей степени, чем другие репродуктивные технологии, клонирование манипулирует понятием человеческой личности и, в конечном итоге, ведет к ее полному обесцениванию. |
Подробнее ... |