Блаженнейший Митрополит Онуфрий, Предстоятель УПЦ: «С помощью молитвы Церковь решает почти все свои вопросы»

2014 08 17 mitr Onufrij17 августа 2014 года состоялась интронизация новоизбранного Предстоятеля УПЦ. На следующий день после столь знаменательного события в жизни Церкви редакция нашей газеты взяла первое интервью у Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.

— Ваше Блаженство, расскажите, пожалуйста, о задачах, стоящих ныне перед Украинской Православной Церковью.

— Во все времена первоочередная задача Церкви — помочь человеку очиститься от греха и примириться с Богом. Примирять наших сограждан с Богом является сегодня самой важной задачей Украинской Православной Церкви.

Второе, на что мы должны обратить внимание, — социальное служение Церкви. В этом направлении Церковь находит совместную область сотрудничества со всеми слоями общества — с государственными структурами, с коммерческими и социальными организациями и т. д. И это служение нас сближает. Милосердие к страждущим и обездоленным, независимо от их национальности и социального положения — одно из главных направлений служения Церкви. Наше милосердие должно проявляться в виде молитвы, сострадания, утешения, если необходимо — оказания материальной помощи, а также в защите тех, кого обижают.

— Главное служение — все же молитва...

— Молитва — это орудие, которым Церковь решает почти все свои вопросы.

— Что нужно изменить в нашем обществе, чтобы в нем исчезли или хотя бы уменьшились ненависть и напряженность?

— Надо искоренять грех, который делает человека агрессивным, злым, способным на самые крайние негативные поступки.

— А что в этом контексте должна делать Церковь?

— Мы возвещаем и напоминаем людям о том, как Господь учит нас вести себя в данных жизненных обстоятельствах. И не только напоминаем, но и молимся о людях, если они сами не могут освободиться от греховного бремени, чтобы, по молитвам Церкви, Господь помог им возрастать духовно, чтобы война была прекращена прежде всего в сердце человека, потому что именно оттуда начинаются все беды. Если человек не имеет мира с Богом, он не имеет мира с самим собой, не имеет мира с ближним — отсюда начинается вражда. Сначала — вражда против собственной совести, потом ненависть к тем, кто нас окружает, а затем — война. Война — это печальный плод крайней внутренней испорченности человека.

— Владыка, в недавнем интервью Вы сказали, что одна из функций Церкви — быть посредником между государством и обществом. Какова специфика такой посреднической функции?

— Церковь всегда защищала и защищает те слои населения, которые страдают от произвола и нищеты. Она напоминает государству об их существовании. Может быть, в силу занятости или каких-то других причин чиновники не все замечают, не на все обращают внимание, и Церковь напоминает, что есть такие люди, которым нужно помочь.

— Большинство наших граждан крещены еще в детстве. Однако регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются относительно небольшой процент крещеных. В чем наша недоработка, что необходимо изменить?

— Чтобы повысить духовный уровень наших прихожан, надо повысить уровень каждого из нас — служителей Церкви. Если этого не будет, то станет трудно что-то изменить. Учитель низкого ранга никогда не сможет воспитать ученика высокого ранга. Чтобы улучшить духовное состояние общества, необходимо улучшить наше собственное духовное состояние.
Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и возле тебя спасутся тысячи». Ты сам по-настоящему примирись с Богом и можешь ничего не говорить — возле тебя тысячи умиротворятся и спасутся.

— Может ли Церковь содействовать прекращению конфликта, например, диалогом с властью или с обществом?

— Церковь сама по себе не ведет такой диалог, потому что не участвует в этом конфликте. Она только призывает противоборствующие стороны к диалогу, чтобы они сели за стол переговоров и нашли решение, как прекратить кровопролитие.

— Помогает ли Церковь беженцам с востока страны?

— Мы отправили почти 150 тонн гуманитарного груза в пострадавшие районы Донбасса, собрали около миллиона гривен пожертвований для материальной помощи, даем приют беженцам при храмах и монастырях.

В Святогорской Лавре обрели временный кров около 400 беженцев, из них — 200 детей. В обители ежедневно кормят по 10 тысяч человек, приходящих из города, в котором все разрушено, отсутствует снабжение, нет пищи и предметов первой необходимости.

Много беженцев мы приняли в Днепропетровской области.

— Функционируют ли епархиальные управления в Донецке и Луганске?

— Да, функционируют. Ситуация в Луганске сложнее, чем в Донецке. Луганский епископ не может туда добраться — разрушены пути сообщения, взорваны мосты. Донецкое управление работает, хотя сегодня неизвестно точно, в каком помещении оно находится, поскольку все ежедневно меняется. Однако и там, и в Славянске, и в других горячих точках есть епископы, и они несут миссию служения, пребывая вместе со своей паствой.

— Владыка, Вы уже 24 года несете епис­копское послушание в Церкви. Наверное, много времени и сил уходит на административную деятельность. Исходя из личного опыта, подскажите мирянам,  обремененным различными обязанностями, где брать силы, время для молитвы, для духовной жизни?

— Человек должен сам выделять время для своего духовного становления, за него этого никто не сделает. Духовное восстановление совершается в храме и в личной молитве. Необходимо находить время для посещения храма: пересмотреть свой режим, изменить привычки, от чего-то лишнего отказаться. Человека восстанавливает благодать Божия. Она дается, когда человек приходит в храм на общественную молитву или уединяется в домашней, личной молитве.

— Какими главными качествами необходимо обладать архипастырю?

— Общеизвестно, что это должны быть живая вера, свидетельствуемая делами, терпение, страх Божий, смирение, кротость. А к этому уже прилагается и мудрость. Если человек проявляет и умножает эти добродетели, то Господь приумножает и мудрость.

— А какие качества Вы цените в людях?

— Веру и страх Божий. Если человек имеет это в себе, значит у него есть большой потенциал для того, чтобы духовно совершенствоваться. Если этого нет, то с таким человеком очень сложно работать и сложно помочь ему в духовном развитии.

— Блаженнейший митрополит Владимир писал о важности таких категорий, как свобода и соборность в Церкви. Как надо понимать эти категории?

— Свобода подразумевает отсутствие греха, т. е. освобождение от греха. Если человек освободился от греха, то он по-настоящему свободен. Если же нет, то он не может быть свободным. В Церкви свобода ограничивается Божественным законом. Есть закон, который определяет то, что человеку полезно и допустимо, и то, что ему вредно. Вот в рамках этих заповедей и заключается нормальная свобода человека. Если человек не выходит за эти рамки, то он освобождается духовно.
Если в человеке преобладает единоличность, то он мнит себя великим и неповторимым. А соборность заставляет людей уважать друг друга, смиряться друг перед другом. А за смирение Господь дает человеку разумение истины и помогает ему.

— На Соборе епископов Вы инициировали создание стипендии имени Блаженнейшего митрополита Владимира. Что это за стипендия и кто ее может получить?

— Это стипендия для лучших студентов академии и воспитанников семинарии. Блаженнейший митрополит Владимир находил возможности поощрять таких студентов. Мы тоже будем искать какие-то источники, дабы эта традиция продолжалась.

— Владыка, иногда Церковь становится объектом внешнего давления и нападок. Как Церкви достойно осуществлять спасительную миссию при таких обстоятельствах?

— Мы должны обратить внимание на свое основное служение, сделать все возможное, чтобы люди знали и понимали позицию Церкви. На каждый роток не накинешь платок: невозможно оградить себя от скорбей, поношений, нареканий, да и не нужно этого делать. У нас пример — Сам Спаситель, Единый Безгрешный. И на Него возводили ложные обвинения, что Он ест и пьет с грешниками. Но Господь терпел это. «Меня гнали — и вас будут гнать», «Меня оскорбляли — и вас будут оскорблять». Таков путь Церкви. Духовно не опытные люди, слушающие темных духов, всегда были теми  источниками, откуда проистекали неправда, поношение и оскорбление Церкви.
Для нас главное — совершать свою миссию. Мы должны думать о том, как нас Бог будет судить, а то, что люди говорят — кто похвалит, кто похулит — это уже дело человеческое.

— Как в подобной обстановке н­аучиться любить?

— Если есть соответствующий уровень духовного совершенствования, то человек перестает обижаться на того, кто его оскорбляет. Если этого нет, то он начинает оскорбляться и ищет пути, чтобы отомстить своему обидчику.  

 — Что бы Вы пожелали читателям «Церковной православной газеты» и вашей пастве в эти сложные и трагические дни?

— Желаю вам терпения, чтобы мы терпели друг друга такими, какие мы есть; чтобы каждый находил время для молитвы, потому что в молитве человек очищается и освобождается от греха и в ней же духовно совершенствуется; всем — здоровья и Божия благословения.

Беседовал протоиерей Владислав Софийчук,
главный редактор «Церковной православной газеты»

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru