Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий: Молиться Богу — это наше служение миру

Интервью Мистеблюстителя Киевской Митрополии кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия официальному печатному изданию Украинской Православной Церкви "Церковная православная газета".

— Ваше Высокопреосвященство, Промыслом Божиим Вы избраны Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафед­ры в наиболее сложный период новейшей истории нашей Родины. Сложная внутренняя и внешняя общественно-политическая ситуация коснулась каждого из нас. Многие люди находятся в тяжелом душевном состоянии, переживая о политическом, экономическом настоящем и будущем Украины и каждого из нас. Что бы Вы посоветовали украинцам в сегодняшних непростых условиях?

— Мы живем в эпоху скорбей и болезней. Эти времена были предсказаны святыми Отцами. Конечно, нас очень беспокоят и волнуют нестроения, имеющие место сегодня в стране, однако подобные проблемы существуют во многих странах мира. Народ восстает на народ, царство — на царство, повсюду бедствия, землетрясения, наводнения и пр. Таковы признаки последних времен. Но Господь научил нас реагировать на это, сказав: «Не унывайте, поднимите головы, потому что приближается время вашего избавления». Православный христианин должен с достоинством принять то, что Бог попускает нам ныне пережить. Нам необходимо переносить это с мужеством, с молитвой, с надеждой на Бога, на милость Божию.

В таких условиях крайне необходима молитва. Уже сказано множество слов, сейчас люди пресыщены информацией, а вот молитвы миру очень не хватает. И поэтому я считаю, что сегодня главная задача нашей Церкви — это молиться Богу, просить у Господа, чтобы Он, посылая испытания, помог нам устоять в этих испытаниях и сохранить человеческое достоинство.

— После избрания Вас Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры какие задачи Вы определили для себя как главные?

— Избрание прошло настолько быстро и неожиданно, что конкретных задач я сформулировать не успел. Но, повторюсь, по моему глубокому убеждению, главная задача Церкви и каждого из нас — молиться Богу. Это наше служение миру. Церковь является духовной организацией, духовным устроением, и она должна совершать свою духовную миссию среди людей. А духовная миссия совершается тогда, когда Церковь учит людей примиряться с Богом. Это примирение человека с Богом происходит через покаяние, через молитву. И если молитва прекратится, то никакие политики, никакие мудрецы не смогут сохранить мир. Он погибнет. Поэтому нужно молиться. Молиться, чтобы мы сами себя и друг друга не уничтожили.

— Вы уже более 20 лет возглавляете многонациональную Черновицкую и Буковинскую епархию УПЦ. Какова роль Православной Церкви в сохранении мира в этом непростом регионе Украины?

— Когда Церковь исполняет свою функцию, то национальных проблем не возникает. Потому что люди — украинцы, русские, румыны, молдаване, любой другой национальности — идут в Церковь, ко Христу. Если в Церкви Христа подменять другой идеей, то возникают разочарования, нестроения, церковные расколы… А во Христе все едины, и это реально так, поскольку исчезают культурные или социальные противоречия. И люди чувствуют себя не чужими, а братьями, ведь во Христе нет ни эллина, ни иудея. Этот рецепт в том числе и для сегодняшнего времени. Это микромодель. А макромодель — Украина — многонациональное государство.

Если же, например, я буду требовать, чтобы кто-то меня уважал, а сам буду уважать его, только если он примет какие-то мои взгляды, то мы никогда не достигнем единства. Необходимо уважать ближнего с его мировоззрением, с его принципами, это станет фундаментом нашего единства. Если мы хотим сделать кого-то подобным себе, то это надо делать не прибегая к прессингу, силе, а показывая собственный пример, чтобы человек сказал: «Он и вправду лучше меня, я хочу быть таким, как он». Вот способ приобретения единомышленников, единоверцев.

Взаимоуважение — основа единства Церкви и единства человеческого общества на земле. Если мы хотим критиковать, нужно вначале обратить эту критику к себе, а не к другому. Ибо критика другого — это тоже форма гордыни. Я могу не говорить, что я хороший, но могу сказать, что Иван плохой, Степан не такой как надо, и тем самым навести на мысль, что я — лучший. Нужно себя покритиковать. Если каждый из нас это сделает, то и уровень взаимной вражды существенно снизится. К этому призывает нас Господь, в этом смысл покаяния. Каясь, человек приближается к Царствию Божию, где царит мир, где нет войны и братоненавистничества.

— Вы родились на Буковине. Каков был Ваш путь к Богу?

— Я с детства был научен родителями Православной вере и не знаю, что такое быть неверующим. Мой отец — священник. Естественно, что мама иногда заставляла меня в детстве ходить в церковь, потому что не всегда было желание, да и стоять там трудно, ноги болят… К тому же хотелось и в футбол поиграть, и на велосипеде покататься. Но мама все равно приучила посещать храм.

— А когда произошел перелом, и Вы сами поняли, что Ваш жизненный путь — служение Богу?

— Такие мысли у меня возникли, когда я учился на общетехническом факультете электроники и кибернетики в Черновицком университете, хотя и в детстве об этом иногда задумывался. После третьего курса решил оставить учебу и поступать в духовную семинарию. Но поскольку я занимался на вечернем отделении, то в семинарии скрыл, что учился в университете, иначе бы не поступил. Кроме того, пригодились рабочий стаж и трудовая книжка — меня приняли в семинарию.

— Кто оказал наибольшее влияние на Вашу духовную жизнь?

— Когда я перешел в третий класс семинарии, то попросился в монастырь, и меня приняли в братство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где я прожил 18 лет. Моим духовником был архимандрит Кирилл (Павлов) (он духовно окормлял всю братию), который произвел необыкновенное впечатление и был светлейшим примером и для братии, и для мирян. Это человек святой жизни, у которого все учились.

— Если появляется свободное время, как Вы его проводите?

— Свободного времени крайне мало. Если появляется — люблю почитать, посмотреть последние новости из жизни общества. Иногда с кем-то побеседовать.

— Православные сейчас проходят поприще Великого поста. С каким настроением Вы бы посоветовали поститься?

— С бодрым настроением, унывать нельзя. Пост — это особенное время активной борьбы со своими немощами и страстями. Когда человек не обращает внимания на свое внутреннее состояние, ему кажется, что у него все вроде бы неплохо. А если он войдет внутрь себя, в свою душу, в свою комнату сердечную, то увидит, сколько там недостатков и немощей — тех духовных зверей, которые грызут изнутри. Тогда человек начинает ужасаться, впадать в уныние, но унывать не надо, необходимо бороться с собой. Для этой борьбы Господь даровал нам пост телесный, а также слово Божие, чтение которого исправляет наше мышление, и молитву. Пост приводит телесные силы в гармонию, а молитва связывает душу с Богом. Человек, который связан с Богом, находится как бы под лучом света и видит свои изъяны, а также когда к нему приближается друг, а когда — враг. Если же человек не имеет связи с Богом, то не видит всего этого. Он может что-то ощущать в душе, но не в состоянии разобраться в этих чувствах и становится легкой добычей врага. Хотя порой ему кажется, что у него все хорошо.

— Владыка, как бы Вы определили самые главные качества для христианина?

— Самое главное качество для христианина — это смирение перед Богом и перед ближним как носителем образа Божия. Научиться смиряться перед Богом, перед Его всеблагим Промыслом, действующим по отношению к нам, к нашей семье, к обществу и ко всему миру, смиряться перед ближним, который есть образ Божий, — это самое главное, к чему должен стремиться человек. Потому что Священное Писание говорит: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5: 5). Смирение — путь к Богу. Если мы не превозносимся, а смиряемся перед ближним, то тем самым почитаем в нем образ Божий.

Беседовал протоиерей Владислав Софийчук

 

Церковные Таинства

— По своей сути Таинство Покаяния является самостоятельным Таинством. Оно может осуществляться как во время богослужений, так и отдельно от них. Если человек готов к исповеди, имеет желание и необходимость покаяться, он может в любое время прийти в церковь и получить от священника отпущение грехов.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Согласно учению Православной Церкви, любой человек, как сотворенный по образу и подобию Бо-жию, является личностью, поскольку Сам Бог лич-ностен. Исходя из этого, христианство рассматривает ценность человеческой жизни и человеческой личности как понятия абсолютные. Что касается личности лидера или вождя, то ее значение и отношение к ней можно видеть на примерах ветхозаветных израильских судей.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru