Духовное прозрение (Неделя 6-ая по Пасхе, о слепом)
«Господи, да прозрю», — эти слова сказаны слепцом, обратившимся к Богу. Какой вопль, какая мольба?! Сколько боли надо было вложить в эти слова, с каким сердечным движением они были сказаны из глубины измученной души?! Зачем же этот вопль, такой мучительный, увековечен в святом Евангелии?
Нам, живущим на земле, преисполненной всякого рода скорбями, весьма отрадно слышать, как братья наши получают облегчение от обдержаших их зол, и не только отрадно, но и поучительно. Вопль иерихонского слепца перестал быть личной мольбой, он стал молитвенным зовом всякой скорбящей, отчаявшейся души.
Великое несчастье быть слепцом, страшнее того — ослепнуть духовно. А сколько же в мире духовно слепых? Слепнут духовные очи наши от неправедной жизни, от ненависти к подобным себе, от дурных сообществ, от излишнего пристрастия к земному, к плотским удовольствиям и т.д. Ничто так не ослепляет человека, как греховные привычки и страсти. Гордость до того ослепила диавола, что он восстал на Всемогущего. Сребролюбие до того ослепило Иуду, что он предал своего Учителя и Господа. Зависть до того ослепила детей патриарха Иакова, что они продали в рабство брата своего Иосифа. Властолюбие побудило Авессалома восстать против отца своего Давида. Плотоугодник из-за страсти бросает жену, детей, разоряет все свое имущество, а Ирод даже решился убить Иоанна Крестителя, не смотря на то, что считал его пророком. А как ослепляет порок пьянства? Пьяница не только отравляет жизнь окружающим, но в алкогольном ослеплении нередко кончает жизнь самоубийством.
Страсти во все времена одинаково действуют, и если они теперь более утонченны, то не менее, если не более, губительны. Грехи и неправедная жизнь удаляют человека от Бога, и меркнут в душе его святые истины, воцаряется в ней тьма непроглядная. И не увидеть ему света истины, если не просветит его Христос — Свет истинный; не разорвать ему самому кандалы страстей, которыми сам сковал себя, если не разрешит их Тот, Кто и узы ада растерзал и вереи вечные сломил.
Среди бесконечных мучительных дней и беспросветных ночей, среди стонов о милостыне перед проходящим народом он, евангельский слепец, лишенный зрения, вдруг почувствовал, что мимо проходит Тот, от Которого свет, жизнь и радость бытия, что Он не откажет ему в милости. И вот вопль души и сердца, всего существа: «Господи! да прозрю» (Лк. 18, 41). И слова пепеленного слепца навеки соединились со всесильными, вечными словами Спасителя: «Прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк. 18, 42).
Христе, Свете истинный, просвети нас всех светом разума святого Евангелия Твоего. Ты — просвещение ума моего, Иисусе, Ты — спасение отчаянной души моей, просвети меня темного, научи непотребного, очисти скверного, воздвигни падшего, освободи от сети, ею же змий запят мя страстьми плотскими, блудным наваждением и злым унынием. Просвети душевные очи мои, да не когда усну в смерть. «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» (Пс. 32, 22). Аминь.
2004 г.
Слово о женщине (Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц) → |
---|
Церковные Таинства
— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Господь Сам показывает пример того, как обращаться со взрослыми и уже самостоятельными детьми, которые уклонились от верного пути и попали в плен искушений или греха. |
Подробнее ... |