Духовное прозрение (Неделя 6-ая по Пасхе, о слепом)
«Господи, да прозрю», — эти слова сказаны слепцом, обратившимся к Богу. Какой вопль, какая мольба?! Сколько боли надо было вложить в эти слова, с каким сердечным движением они были сказаны из глубины измученной души?! Зачем же этот вопль, такой мучительный, увековечен в святом Евангелии?
Нам, живущим на земле, преисполненной всякого рода скорбями, весьма отрадно слышать, как братья наши получают облегчение от обдержаших их зол, и не только отрадно, но и поучительно. Вопль иерихонского слепца перестал быть личной мольбой, он стал молитвенным зовом всякой скорбящей, отчаявшейся души.
Великое несчастье быть слепцом, страшнее того — ослепнуть духовно. А сколько же в мире духовно слепых? Слепнут духовные очи наши от неправедной жизни, от ненависти к подобным себе, от дурных сообществ, от излишнего пристрастия к земному, к плотским удовольствиям и т.д. Ничто так не ослепляет человека, как греховные привычки и страсти. Гордость до того ослепила диавола, что он восстал на Всемогущего. Сребролюбие до того ослепило Иуду, что он предал своего Учителя и Господа. Зависть до того ослепила детей патриарха Иакова, что они продали в рабство брата своего Иосифа. Властолюбие побудило Авессалома восстать против отца своего Давида. Плотоугодник из-за страсти бросает жену, детей, разоряет все свое имущество, а Ирод даже решился убить Иоанна Крестителя, не смотря на то, что считал его пророком. А как ослепляет порок пьянства? Пьяница не только отравляет жизнь окружающим, но в алкогольном ослеплении нередко кончает жизнь самоубийством.
Страсти во все времена одинаково действуют, и если они теперь более утонченны, то не менее, если не более, губительны. Грехи и неправедная жизнь удаляют человека от Бога, и меркнут в душе его святые истины, воцаряется в ней тьма непроглядная. И не увидеть ему света истины, если не просветит его Христос — Свет истинный; не разорвать ему самому кандалы страстей, которыми сам сковал себя, если не разрешит их Тот, Кто и узы ада растерзал и вереи вечные сломил.
Среди бесконечных мучительных дней и беспросветных ночей, среди стонов о милостыне перед проходящим народом он, евангельский слепец, лишенный зрения, вдруг почувствовал, что мимо проходит Тот, от Которого свет, жизнь и радость бытия, что Он не откажет ему в милости. И вот вопль души и сердца, всего существа: «Господи! да прозрю» (Лк. 18, 41). И слова пепеленного слепца навеки соединились со всесильными, вечными словами Спасителя: «Прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк. 18, 42).
Христе, Свете истинный, просвети нас всех светом разума святого Евангелия Твоего. Ты — просвещение ума моего, Иисусе, Ты — спасение отчаянной души моей, просвети меня темного, научи непотребного, очисти скверного, воздвигни падшего, освободи от сети, ею же змий запят мя страстьми плотскими, блудным наваждением и злым унынием. Просвети душевные очи мои, да не когда усну в смерть. «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» (Пс. 32, 22). Аминь.
2004 г.
Слово о женщине (Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц) → |
---|
Церковные Таинства
— Обычай называть ребенка двойным именем имеет место лишь у западных христиан: католиков и протестантов. Современная православная традиция не предусматривает предоставления ребенку двойного имени. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Трансплантация — огромное достижение медицины, которое дало надежду многим тяжело больным людям. Но она, как и многие другие проявления человеческой деятельности, вместе с очевидно позитивными последствиями может иметь и негативный характер. Сама по себе пересадка органов не осуждается Православной Церковью. |
Подробнее ... |