Бе­се­да на вос­по­ми­на­ние об из­гна­нии Ада­ма из Рая (Про­ще­ное вос­кре­се­нье)

Все мы хо­ро­шо пом­ним биб­лей­ское по­ве­ст­во­ва­ние о бла­жен­ной жиз­ни на­ших пра­от­цов в Раю, о нау­ще­нии диа­во­лом Евы на­ру­шить за­по­ведь Гос­под­нюю не есть пло­да от дре­ва по­зна­ния до­б­ра и зла, о на­ру­ше­нии Ада­мом и Евой этой за­по­ве­ди, и о том, ка­кие бы­ли по­сле это­го по­след­ст­вия.

Че­ло­ве­че­ст­во, с мо­мен­та по­те­ри рай­ско­го бла­жен­ст­ва, прой­дет длин­ны­ми и скорб­ны­ми пу­тя­ми че­рез мно­го ты­ся­че­ле­тий, по­ка ис­пол­нит­ся Бо­жий обет и при­дет дол­го­ждан­ный Ис­ку­пи­тель, ко­то­рый опять от­кро­ет рай­ские врата. Мож­но ска­зать, что пост, вре­мя воз­дер­жа­ния и ог­ра­ни­че­ния, яв­ля­ет­ся схе­ма­ти­че­ским по­вто­ре­ни­ем это­го пу­ти, ко­то­рый мы про­хо­дим еже­год­но в ожи­да­нии Свет­ло­го и спа­си­тель­но­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния — Пас­хи Хри­сто­вой и пас­хи на­шей, ко­то­рая от­кры­ла и нам рай­ские врата веч­ной жиз­ни.

Соз­да­ние че­ло­ве­ка ста­ло вер­ши­ной Бо­же­ст­вен­но­го твор­че­ско­го про­цес­са. Че­ло­век, имею­щий те­ло и ду­шу, ко­то­рая соз­да­на по об­ра­зу и по­до­бию Бо­жие­му, явил­ся вен­цом тво­ре­ния, по­сред­ни­ком ме­ж­ду ви­ди­мым и не­ви­ди­мым ми­ра­ми. Соз­дав че­ло­ве­ка, Бог вво­дит его в Рай — сад, «на­са­ж­ден­ный в Эде­ме, на вос­то­ке». Рай был от­дан во вла­де­ние че­ло­ве­ку, ко­то­рый жил в пол­ной гар­мо­нии с при­ро­дой: он по­ни­мал язык зве­рей, и они слу­ша­лись его. Че­ло­век имел на­столь­ко про­ни­ца­тель­ный ум, что ов­ла­де­вал су­тью ве­щей и мог да­вать на­зва­ния и име­на соз­да­ни­ям Бо­жи­им. Ли­цо Ада­ма, по вы­ска­зы­ва­ни­ям свя­тых от­цов, све­ти­лось «сия­ни­ем сла­вы», он имел в се­бе Ду­ха Бо­жие­го, Ко­то­рый на­став­лял его и учил.

Бог по­зво­лил че­ло­ве­ку упот­реб­лять пло­ды от всех рай­ских де­ревь­ев, в том чис­ле и от дре­ва жиз­ни, ко­то­рое да­ри­ло бес­смер­тие. Лишь пло­ды од­но­го дре­ва — по­зна­ния до­б­ра и зла — за­пре­тил вку­шать Гос­подь, пре­ду­пре­див, что «по­знать зло» оз­на­ча­ет во­брать его в се­бя и от­пасть от бла­жен­ст­ва и бес­смер­тия. Эта за­по­ведь пер­во­го по­ста, пер­во­го воз­дер­жа­ния, бы­ла да­на че­ло­ве­ку как ис­пы­та­ние, как вос­пи­та­ние в че­ло­ве­ке по­слу­ша­ния сво­ему Твор­цу. А впро­чем, сво­бо­ду че­ло­ве­ка Гос­подь не ог­ра­ни­чи­вал. Ему бы­ло да­но пра­во са­мо­стоя­тель­но­го вы­бо­ра ме­ж­ду доб­ром и злом, хо­тя Бог и под­ска­зы­вал, ка­ким дол­жен быть вы­бор, пре­ду­пре­ж­дая о по­след­ст­ви­ях гре­хо­па­де­ния. Од­на­ко че­ло­век не вы­дер­жал это­го ис­пы­та­ния, и в ко­неч­ном ито­ге ис­пы­та­ние на воз­вра­ще­ние в Рай ста­ло всей его бу­ду­щей жиз­нью, ко­то­рая от­ны­не име­ла свой ко­нец.

Так и се­го­дня, из­би­рая зло, че­ло­век от­па­да­ет от жиз­ни и «уми­ра­ет смер­тию»; из­брав доб­ро, он со­вер­шен­ст­ву­ет­ся и дос­ти­га­ет наи­выс­шей це­ли сво­его су­ще­ст­во­ва­ния. А цель че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, по уче­нию свя­тых от­цов, — «обо­же­ние», упо­доб­ле­ние Бо­гу, усы­нов­ле­ние Ему, со­еди­не­ние с Ним и спа­се­ние.

Упо­доб­ле­ние Бо­гу, обо­же­ние не­воз­мож­ны без Бо­га. И вы­ра­же­ни­ем наи­боль­шей гор­до­сти яв­ля­ет­ся со­про­тив­ле­ние Бо­гу и стрем­ле­ние стать рав­ным Ему. Пер­вым, кто изъ­я­вил та­кую бе­зум­ную гор­ды­ню, за­ду­мав стать рав­ным Бо­гу, был диа­вол. Он же, из за­вис­ти к на­шим пра­от­цам, со­блаз­нил их тем са­мым, что низвергло его с не­ба в про­пасть — гор­до­стью, об­ман­чи­вой са­мо­дос­та­точ­но­стью, же­ла­ни­ем жить без Бо­га, са­мо­му стать бо­гом.

По­след­ст­вия гре­хо­па­де­ния бы­ли ка­та­ст­ро­фи­че­ски­ми для пер­во­го че­ло­ве­ка. Он не толь­ко ли­шил­ся бла­жен­ст­ва и Рая — из­ме­ни­лось и ис­ка­зи­лось все его ес­те­ст­во. Че­ло­век по­сле гре­хо­па­де­ния стал глу­хим и сле­пым по от­но­ше­нию к тем бла­гам, от ко­то­рых он от­пал. А кро­ме то­го, он стал смерт­ным, тлен­ным и ог­ра­ни­чен­ным. Вме­сто бо­же­ст­вен­но­го и не­тлен­но­го зна­ния, он вос­при­нял зна­ние те­лес­ное. Грех за­тмил его ду­хов­ные гла­за, а вме­сто это­го от­кры­лись гла­за те­лес­ные, ко­гда че­ло­век, по­те­ряв дет­скую про­сто­ту, уви­дел, что он наг, и ус­ты­дил­ся это­му. В жизнь че­ло­ве­ка во­шли бо­лез­ни, стра­да­ния и скор­би. Он стал смерт­ным.

Пре­бы­ва­ние че­ло­ве­ка в Раю сде­ла­лось не­воз­мож­ным и не­тер­пи­мым. Пре­вра­тив­шись из ду­хов­но­го в те­лес­но­го, он уже не мог стер­петь при­сут­ст­вия Бо­га и на­чал пря­тать­ся от Не­го. Как ре­зуль­тат — две­ри Рая за­кры­лись за ним. Пе­ред ни­щи­ми и бес­по­мощ­ны­ми Ада­мом и Евой от­крыл­ся длин­ный тер­ни­стый путь жиз­ни без Бо­га, в вос­по­ми­на­ни­ях о по­те­рян­ном бла­жен­ст­ве и в ожи­да­нии обе­щан­но­го Спа­си­те­ля.

В вос­кре­се­нье, на­ка­ну­не Ве­ли­ко­го по­ста, Цер­ковь вспо­ми­на­ет из­гна­ние Ада­ма, в ко­то­ром все че­ло­ве­че­ст­во, на­ру­шив од­ну за­по­ведь Бо­жию, ли­ши­лось всех благ. Од­на­ко в этот день Цер­ковь уте­ша­ет нас и пас­халь­ны­ми пес­но­пе­ния­ми, на­по­ми­ная о вто­ром Ада­ме — Хри­сте, Ко­то­рый от­крыл нам рай­ские врата и да­ро­вал но­вый плод — Свою Плоть и Кровь, при­ча­ща­ясь ко­то­рых, мы опять вхо­дим в ра­дость Гос­по­да на­ше­го. По­это­му пусть вос­по­ми­на­ние о по­те­рян­ном на­ши­ми пра­от­ца­ми Рае и на­де­ж­да на пред­стоя­щее Вос­кре­се­ние и жизнь веч­ную в Гос­по­де вдох­нов­ля­ют нас на дос­той­ное не­се­ние на­ше­го жиз­нен­но­го кре­ста и пре­дос­та­вят нам всем си­лы, что­бы над­ле­жа­щим об­ра­зом прой­ти Ве­ли­кий пост. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Во время исповеди важно избежать двух крайностей. Первая — это когда мы бываем настолько немногословными, что за сжатостью изложения прячется суть содеянного. Когда обобщаем конкретные грехи и пытаемся лишь формально выразить их посредством широких понятий.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru