Бе­се­да на вос­по­ми­на­ние об из­гна­нии Ада­ма из Рая (Про­ще­ное вос­кре­се­нье)

Все мы хо­ро­шо пом­ним биб­лей­ское по­ве­ст­во­ва­ние о бла­жен­ной жиз­ни на­ших пра­от­цов в Раю, о нау­ще­нии диа­во­лом Евы на­ру­шить за­по­ведь Гос­под­нюю не есть пло­да от дре­ва по­зна­ния до­б­ра и зла, о на­ру­ше­нии Ада­мом и Евой этой за­по­ве­ди, и о том, ка­кие бы­ли по­сле это­го по­след­ст­вия.

Че­ло­ве­че­ст­во, с мо­мен­та по­те­ри рай­ско­го бла­жен­ст­ва, прой­дет длин­ны­ми и скорб­ны­ми пу­тя­ми че­рез мно­го ты­ся­че­ле­тий, по­ка ис­пол­нит­ся Бо­жий обет и при­дет дол­го­ждан­ный Ис­ку­пи­тель, ко­то­рый опять от­кро­ет рай­ские врата. Мож­но ска­зать, что пост, вре­мя воз­дер­жа­ния и ог­ра­ни­че­ния, яв­ля­ет­ся схе­ма­ти­че­ским по­вто­ре­ни­ем это­го пу­ти, ко­то­рый мы про­хо­дим еже­год­но в ожи­да­нии Свет­ло­го и спа­си­тель­но­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния — Пас­хи Хри­сто­вой и пас­хи на­шей, ко­то­рая от­кры­ла и нам рай­ские врата веч­ной жиз­ни.

Соз­да­ние че­ло­ве­ка ста­ло вер­ши­ной Бо­же­ст­вен­но­го твор­че­ско­го про­цес­са. Че­ло­век, имею­щий те­ло и ду­шу, ко­то­рая соз­да­на по об­ра­зу и по­до­бию Бо­жие­му, явил­ся вен­цом тво­ре­ния, по­сред­ни­ком ме­ж­ду ви­ди­мым и не­ви­ди­мым ми­ра­ми. Соз­дав че­ло­ве­ка, Бог вво­дит его в Рай — сад, «на­са­ж­ден­ный в Эде­ме, на вос­то­ке». Рай был от­дан во вла­де­ние че­ло­ве­ку, ко­то­рый жил в пол­ной гар­мо­нии с при­ро­дой: он по­ни­мал язык зве­рей, и они слу­ша­лись его. Че­ло­век имел на­столь­ко про­ни­ца­тель­ный ум, что ов­ла­де­вал су­тью ве­щей и мог да­вать на­зва­ния и име­на соз­да­ни­ям Бо­жи­им. Ли­цо Ада­ма, по вы­ска­зы­ва­ни­ям свя­тых от­цов, све­ти­лось «сия­ни­ем сла­вы», он имел в се­бе Ду­ха Бо­жие­го, Ко­то­рый на­став­лял его и учил.

Бог по­зво­лил че­ло­ве­ку упот­реб­лять пло­ды от всех рай­ских де­ревь­ев, в том чис­ле и от дре­ва жиз­ни, ко­то­рое да­ри­ло бес­смер­тие. Лишь пло­ды од­но­го дре­ва — по­зна­ния до­б­ра и зла — за­пре­тил вку­шать Гос­подь, пре­ду­пре­див, что «по­знать зло» оз­на­ча­ет во­брать его в се­бя и от­пасть от бла­жен­ст­ва и бес­смер­тия. Эта за­по­ведь пер­во­го по­ста, пер­во­го воз­дер­жа­ния, бы­ла да­на че­ло­ве­ку как ис­пы­та­ние, как вос­пи­та­ние в че­ло­ве­ке по­слу­ша­ния сво­ему Твор­цу. А впро­чем, сво­бо­ду че­ло­ве­ка Гос­подь не ог­ра­ни­чи­вал. Ему бы­ло да­но пра­во са­мо­стоя­тель­но­го вы­бо­ра ме­ж­ду доб­ром и злом, хо­тя Бог и под­ска­зы­вал, ка­ким дол­жен быть вы­бор, пре­ду­пре­ж­дая о по­след­ст­ви­ях гре­хо­па­де­ния. Од­на­ко че­ло­век не вы­дер­жал это­го ис­пы­та­ния, и в ко­неч­ном ито­ге ис­пы­та­ние на воз­вра­ще­ние в Рай ста­ло всей его бу­ду­щей жиз­нью, ко­то­рая от­ны­не име­ла свой ко­нец.

Так и се­го­дня, из­би­рая зло, че­ло­век от­па­да­ет от жиз­ни и «уми­ра­ет смер­тию»; из­брав доб­ро, он со­вер­шен­ст­ву­ет­ся и дос­ти­га­ет наи­выс­шей це­ли сво­его су­ще­ст­во­ва­ния. А цель че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, по уче­нию свя­тых от­цов, — «обо­же­ние», упо­доб­ле­ние Бо­гу, усы­нов­ле­ние Ему, со­еди­не­ние с Ним и спа­се­ние.

Упо­доб­ле­ние Бо­гу, обо­же­ние не­воз­мож­ны без Бо­га. И вы­ра­же­ни­ем наи­боль­шей гор­до­сти яв­ля­ет­ся со­про­тив­ле­ние Бо­гу и стрем­ле­ние стать рав­ным Ему. Пер­вым, кто изъ­я­вил та­кую бе­зум­ную гор­ды­ню, за­ду­мав стать рав­ным Бо­гу, был диа­вол. Он же, из за­вис­ти к на­шим пра­от­цам, со­блаз­нил их тем са­мым, что низвергло его с не­ба в про­пасть — гор­до­стью, об­ман­чи­вой са­мо­дос­та­точ­но­стью, же­ла­ни­ем жить без Бо­га, са­мо­му стать бо­гом.

По­след­ст­вия гре­хо­па­де­ния бы­ли ка­та­ст­ро­фи­че­ски­ми для пер­во­го че­ло­ве­ка. Он не толь­ко ли­шил­ся бла­жен­ст­ва и Рая — из­ме­ни­лось и ис­ка­зи­лось все его ес­те­ст­во. Че­ло­век по­сле гре­хо­па­де­ния стал глу­хим и сле­пым по от­но­ше­нию к тем бла­гам, от ко­то­рых он от­пал. А кро­ме то­го, он стал смерт­ным, тлен­ным и ог­ра­ни­чен­ным. Вме­сто бо­же­ст­вен­но­го и не­тлен­но­го зна­ния, он вос­при­нял зна­ние те­лес­ное. Грех за­тмил его ду­хов­ные гла­за, а вме­сто это­го от­кры­лись гла­за те­лес­ные, ко­гда че­ло­век, по­те­ряв дет­скую про­сто­ту, уви­дел, что он наг, и ус­ты­дил­ся это­му. В жизнь че­ло­ве­ка во­шли бо­лез­ни, стра­да­ния и скор­би. Он стал смерт­ным.

Пре­бы­ва­ние че­ло­ве­ка в Раю сде­ла­лось не­воз­мож­ным и не­тер­пи­мым. Пре­вра­тив­шись из ду­хов­но­го в те­лес­но­го, он уже не мог стер­петь при­сут­ст­вия Бо­га и на­чал пря­тать­ся от Не­го. Как ре­зуль­тат — две­ри Рая за­кры­лись за ним. Пе­ред ни­щи­ми и бес­по­мощ­ны­ми Ада­мом и Евой от­крыл­ся длин­ный тер­ни­стый путь жиз­ни без Бо­га, в вос­по­ми­на­ни­ях о по­те­рян­ном бла­жен­ст­ве и в ожи­да­нии обе­щан­но­го Спа­си­те­ля.

В вос­кре­се­нье, на­ка­ну­не Ве­ли­ко­го по­ста, Цер­ковь вспо­ми­на­ет из­гна­ние Ада­ма, в ко­то­ром все че­ло­ве­че­ст­во, на­ру­шив од­ну за­по­ведь Бо­жию, ли­ши­лось всех благ. Од­на­ко в этот день Цер­ковь уте­ша­ет нас и пас­халь­ны­ми пес­но­пе­ния­ми, на­по­ми­ная о вто­ром Ада­ме — Хри­сте, Ко­то­рый от­крыл нам рай­ские врата и да­ро­вал но­вый плод — Свою Плоть и Кровь, при­ча­ща­ясь ко­то­рых, мы опять вхо­дим в ра­дость Гос­по­да на­ше­го. По­это­му пусть вос­по­ми­на­ние о по­те­рян­ном на­ши­ми пра­от­ца­ми Рае и на­де­ж­да на пред­стоя­щее Вос­кре­се­ние и жизнь веч­ную в Гос­по­де вдох­нов­ля­ют нас на дос­той­ное не­се­ние на­ше­го жиз­нен­но­го кре­ста и пре­дос­та­вят нам всем си­лы, что­бы над­ле­жа­щим об­ра­зом прой­ти Ве­ли­кий пост. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru