Бе­се­да на еван­гель­скую прит­чу о блуд­ном сы­не

На при­ме­ре прит­чи о блуд­ном сы­не, Гос­подь рас­крыл нам тай­ну бес­ко­неч­ной люб­ви Бо­га к сво­ему тво­ре­нию, все­про­щаю­щей люб­ви ро­ди­те­лей к де­тям, люб­ви ка­ж­до­го из нас к ближ­не­му. Ес­ли бла­го­да­рить Бо­га лю­бо­вью за его бес­чис­лен­ные бла­го­дея­ния мы в со­стоя­нии, то «воз­лю­бить ближ­не­го сво­его, как са­мо­го се­бя» (Мф. 22, 39) у нас по­лу­ча­ет­ся да­ле­ко не все­гда. Ес­ли и кров­ный брат блуд­но­го сы­на при­рев­но­вал и с уп­ре­ком и без ра­до­сти вос­при­нял его воз­вра­ще­ние, то что го­во­рить о нас, та­ких раз­ных и да­ле­ких друг дру­гу.

Как же нам по­лю­бить сво­его ближ­не­го? Как ис­пол­нить вто­рую, по­сле люб­ви к Бо­гу, за­по­ведь Хри­сто­ву? Пре­ж­де все­го, нам не­об­хо­ди­мо по­ста­рать­ся рас­смот­реть за внеш­ним ви­дом че­ло­ве­ка его внут­рен­нюю, глу­бин­ную и, ча­ще все­го, скры­тую, по­та­ен­ную суть. Нам нуж­но за­гля­нуть ту­да, где в ка­ж­дом че­ло­ве­ке кро­ет­ся об­раз Бо­жий и на­ше че­ло­ве­че­ское, об­щее Бо­гу От­цу сы­нов­ст­во. Час­то мы ви­дим лишь че­ло­ве­ка внеш­не­го, по­ру­ган­но­го гре­хом, то­ну­ще­го в стра­стях, и не за­ме­ча­ем то­го об­раза Бо­жие­го, ко­то­рый скры­ва­ет­ся под внеш­ни­ми на­слое­ния­ми. А имен­но его мы долж­ны уви­деть в че­ло­ве­ке и ему по­кло­нить­ся в ка­ж­дом из на­ших ближ­них.

Очень рас­про­стра­нен­ной яв­ля­ет­ся ошиб­ка, ко­то­рая ста­но­вит­ся при­чи­ной мно­гих кон­флик­тов ме­ж­ду людь­ми; и за­клю­ча­ет­ся она в том, что мы не при­ни­ма­ем че­ло­ве­ка та­ким, ка­ков он есть, а хо­тим ви­деть его дру­гим. С на­шей субъ­ек­тив­ной точ­ки зре­ния то­му или дру­го­му че­ло­ве­ку че­го-то не хва­та­ет, в чем-то он мог бы быть, или стать луч­ше. Мы соз­да­ем ис­кус­ст­вен­ный об­раз, ис­кус­ст­вен­ную схе­му, и хо­тим, что­бы ок­ру­жаю­щие впи­сы­ва­лись имен­но в нее. Од­на­ко, а это слу­ча­ет­ся ча­ще все­го, тот, ко­го мы пы­та­ем­ся по­мес­тить в ка­кие-то рам­ки, в них не вме­ща­ет­ся, и мы на­чи­на­ем жить в кон­флик­те ме­ж­ду на­шим пред­став­ле­ни­ем о том, ка­ким че­ло­век дол­жен быть, и тем, что он есть в дей­ст­ви­тель­но­сти.

Не­об­хо­ди­мо пом­нить, что Бог лю­бит ка­ж­до­го че­ло­ве­ка имен­но та­ким, ка­ков он есть. Да, Бог ожи­да­ет, ко­гда греш­ник по­ка­ет­ся, ис­пра­вит­ся, об­ра­тит­ся к Не­му; Бог хо­чет, что­бы ка­ж­дый че­ло­век стал луч­ше, чем он есть; Бог, как лю­бя­щий отец, стра­да­ет из-за на­ше­го не­со­вер­шен­ст­ва, из-за на­ших гре­хов, из-за то­го, что че­ло­век ос­тав­ля­ет и за­бы­ва­ет Его. Но все это не ме­ша­ет Бо­гу лю­бить че­ло­ве­ка, еще до то­го как он об­ра­тит­ся, по­ка­ет­ся и ис­пра­вит­ся. Ве­ли­кий под­виж­ник бла­го­чес­тия пре­по­доб­ный Иса­ак Си­рин учил, что лю­бовь Бо­га к че­ло­ве­ку не умень­ша­ет­ся да­же то­гда, ко­гда не встре­ча­ет вза­им­но­сти. И при­ме­ром это­му яв­ля­ет­ся имен­но прит­ча о блуд­ном сы­не. Не­смот­ря на то, что сын по­ки­нул от­ца, по­шел «на стра­ну да­ле­че», отец про­дол­жа­ет его лю­бить и ждать.

Есть в прит­че и еще один мо­мент — не смот­ря на всю свою лю­бовь, отец не на­вя­зы­ва­ет ее сы­ну, он не при­ме­ня­ет на­си­лия, не ог­ра­ни­чи­ва­ет его во­лю, сво­бо­ду вы­бо­ра.

В на­шей по­все­днев­ной жиз­ни очень час­то слу­ча­ет­ся так, что ро­ди­те­ли не­до­воль­ны свои­ми деть­ми, счи­та­ют, что де­ти за­ни­ма­ют­ся не тем, чем нуж­но, не слу­ша­ют­ся, не про­яв­ля­ют дос­та­точ­но вни­ма­ния и за­бо­ты. Да, де­ти долж­ны быть по­слуш­ны ро­ди­те­лям, долж­ны бес­по­ко­ить­ся о них. Да, ро­ди­те­ли не­сут от­вет­ст­вен­ность за сво­их де­тей и в не­ко­то­рых слу­ча­ях долж­ны вме­ши­вать­ся, что­бы по­мочь, чтоб с вы­со­ты сво­его бо­га­то­го жиз­нен­но­го опы­та ука­зать де­тям че­го они, из-за сво­ей не­зре­ло­сти, не ви­дят. Но ро­ди­те­ли не долж­ны за­бы­вать, что их ре­бе­нок — сво­бод­ная лич­ность, ко­то­рая име­ет пра­во сво­бод­но вы­би­рать свой путь, фор­ми­ро­вать свои ин­те­ре­сы, круг дру­зей. Лю­бовь не долж­на пе­ре­рас­тать в на­си­лие над лич­но­стью. Час­то мать дер­жит ре­бен­ка в стро­го­сти, ли­ша­ет его раз­вле­че­ний, кон­тро­ли­ру­ет круг его об­ще­ния, за­пре­ща­ет встре­чать­ся с те­ми или ины­ми друзь­я­ми. Слу­ча­ет­ся, что ра­ди оп­ре­де­лен­ных мо­раль­ных норм ве­рую­щие ро­ди­те­ли за­пре­ща­ют де­тям смот­реть те­ле­ви­зор, хо­дить в ки­но, гу­лять на ули­це. При этом они не все­гда мо­гут объ­яс­нить, для че­го та­кое воз­дер­жа­ние, не да­ют де­тям по­зи­тив­но­го на­пол­не­ния жиз­ни, а лишь за­пре­ща­ют те или иные ве­щи. Сле­ду­ет пом­нить, что ни­ка­кое за­пре­ще­ние, ни­ка­кое ог­ра­ни­че­ние не мо­жет стать ос­но­вой ду­хов­ной жиз­ни. И толь­ко до ка­ко­го-то мо­мен­та ре­бе­нок тер­пит, а за­тем, дос­тиг­нув оп­ре­де­лен­но­го воз­рас­та, сбра­сы­ва­ет с се­бя это иго на­вяз­чи­во­сти, и страш­нее все­го, что про­ис­хо­дит в этом слу­чае — вме­сте с ним те­ря­ет и ве­ру.

В свою оче­редь и мо­ло­дым лю­дям сле­ду­ет пом­нить за­по­ведь Де­ка­ло­га, в ко­то­рой Гос­подь го­во­рит, что не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем на­ше­го бла­го­по­лу­чия и зем­но­го дол­го­ле­тия яв­ля­ет­ся по­чи­та­ние ро­ди­те­лей, ко­то­рое, ко­неч­но, не­воз­мож­но без по­слу­ша­ния. Не сле­ду­ет за­бы­вать об их жиз­нен­ном опы­те, а бо­лее все­го о том, что ни один отец и ни од­на мать не же­ла­ют сво­им де­тям ни­че­го, кро­ме до­б­ра. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru