О за­вис­ти (Неделя о мы­та­ре и фа­ри­сее)

За­висть со­про­во­ж­да­ет че­ло­ве­че­ст­во от са­мо­го на­ча­ла его ис­то­рии и до ны­неш­не­го дня. Она низ­верг­ла с не­ба Ден­ни­цу, вы­ве­ла из Рая пер­вых лю­дей, за­висть ок­ру­жа­ла Хри­ста, она пре­сле­до­ва­ла Его вез­де и все­гда, в те­че­ние все­го вре­ме­ни Его пре­бы­ва­ния на зем­ле.

Вспом­ни­те не­сколь­ко эпи­зо­дов из зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля. Ко­гда Иисус ро­дил­ся в Виф­лее­ме, и вол­хвы при­шли к Иро­ду и спро­си­ли, где ро­дил­ся Царь Иу­дей­ский, пер­вое, что при­шло на ум Иро­ду: «Не по­сяг­нет ли Он на цар­ст­во?» То­гда Ирод при­ни­ма­ет ужас­ное ре­ше­ние — он уби­ва­ет всех мла­ден­цев в Виф­лее­ме и его ок­ре­ст­но­стях от двух лет и млад­ше. Но не­взи­рая на все зло со­де­ян­но­го, и здесь по­бе­ж­да­ет Бог и его веч­ная прав­да, по­сколь­ку в кон­це кон­цов уби­тые мла­ден­цы ста­ли пер­вы­ми му­че­ни­ка­ми за Хри­ста и пря­мы­ми на­след­ни­ка­ми Цар­ст­вия Не­бес­но­го. Сам же Хри­стос был со­хра­нен Бо­же­ст­вен­ным дей­ст­ви­ем для Сво­его слу­же­ния.

Вспом­ни­те, как от­но­си­лись к Гос­по­ду фа­ри­сеи, ар­хие­реи и книж­ни­ки. До то­го, как при­шел Хри­стос, все бы­ло в их ру­ках. Но ко­гда Он на­чал про­по­ве­до­вать, их ав­то­ри­тет стал стре­ми­тель­но па­дать. Гос­подь не­ред­ко пря­мо ра­зо­бла­чал их за то, что они, ос­та­нав­ли­ва­ясь на уг­лу улиц, ли­це­мер­но мо­ли­лись, за то, что уст­рои­ли тор­гов­лю во дво­ре хра­ма. Он оп­ро­ки­нул их сто­лы и рас­ки­дал день­ги. Они учи­ли лю­дей, как при­дер­жи­вать­ся тра­ди­ций и пре­да­ний стар­цев, а Он го­во­рил, что глав­ное — это по­кло­не­ние Бо­гу в глу­би­не серд­ца. Они ви­де­ли, что за Ним идут ты­ся­чи лю­дей, а от них от­во­ра­чи­ва­ют­ся.

Пер­во­свя­щен­ни­ки и книж­ни­ки, за­да­чей ко­то­рых бы­ло слу­же­ние Бо­гу и обу­че­ние на­ро­да, вос­пы­ла­ли за­ви­стью про­тив Иису­са. Они по­ня­ли, что по­ка он жив, их уче­ние не бу­дет иметь си­лы, их нрав­ст­вен­ный при­мер не бу­дет убе­ди­тель­ным. Слиш­ком яр­кая Звез­да взош­ла на их не­бо­скло­не и за­тми­ла их всех. И они при­ня­ли ра­ди­каль­ное ре­ше­ние — умерт­вить Его. Они сде­ла­ли все, что­бы дос­тичь сво­его. Они на­ру­ши­ли за­кон, ко­то­рый за­пре­щал пре­да­вать че­ло­ве­ка смер­ти. Же­ла­ние дос­тичь сво­ей це­ли бы­ло на­столь­ко силь­ным, что они не по­гну­ша­лись об­ра­тить­ся к языч­ни­кам — рим­ской вла­сти, к «ок­ку­пан­там», ко­то­рых они не­на­ви­де­ли. Они по­шли на на­ру­ше­ние сво­их же по­ли­ти­че­ских ос­нов, что­бы толь­ко умерт­вить Иису­са Хри­ста.

Хри­стос стал жерт­вой че­ло­ве­че­ской за­вис­ти, имен­но ею Он был воз­ве­ден на Крест. Но и здесь дей­ст­во­ва­ло Про­ви­де­ние Бо­жие: смерть Иису­са ста­ла спа­се­ни­ем для все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Ко­неч­но, те лю­ди, ко­то­рые от­да­ва­ли Хри­ста на смерть, рас­пи­на­ли Его, над­сме­ха­лись над Ним, ко­то­рые, ко­гда Он был уже при­бит к Кре­сту, го­во­ри­ли: «Ес­ли Ты Сын Бо­жий, сой­ди с кре­ста... Пусть те­перь сой­дет с кре­ста, и уве­ру­ем в Не­го» (Мф. 27, 40, 42), — и те, кто лже­сви­де­тель­ст­во­вал про­тив Не­го, не по­ни­ма­ли, что дра­ма, ко­то­рая ра­зы­гра­лась в Ие­ру­са­ли­ме, ку­да бо­лее зна­чи­мая, чем то, что мог по­стичь их ку­цый, за­ви­ст­ли­вый ум. Они не по­ни­ма­ли, что ре­ша­ет­ся судь­ба все­го че­ло­ве­че­ст­ва и ка­ж­до­го че­ло­ве­ка в ча­ст­но­сти, и что, не­взи­рая на их зло­бу, и здесь дей­ст­ву­ет Про­ви­де­ние, и в ко­неч­ном ито­ге по­бе­да бу­дет за Гос­по­дом.

Мно­го­чис­лен­ные при­ме­ры из Свя­щен­но­го Пре­да­ния по­ка­зы­ва­ют нам, что с ка­ким бы ко­вар­ст­вом, с ка­ким бы рас­че­том не дей­ст­во­ва­ли лю­ди, одер­жи­мые за­ви­стью, в кон­це кон­цов по­бе­дит Бо­же­ст­вен­ная прав­да и спра­вед­ли­вость. Да­же ес­ли че­ло­век из-за за­вис­ти не толь­ко был по­ру­ган, ли­шен все­го, но и убит, то не нуж­но за­бы­вать, что есть еще Страш­ный Суд и жизнь веч­ная, ко­гда ка­ж­дый по­лу­чит по сво­им де­лам. И тот, кто за­ви­до­вал, бу­дет по­срам­лен; тот же, кто стал жерт­вой за­вис­ти, бу­дет уте­шен Гос­по­дом.

В на­ши дни за­висть на­столь­ко же ре­аль­на, как и в биб­лей­ские вре­ме­на. Ми­ну­ло мно­го ве­ков, но че­ло­век не из­ме­нил­ся. По­это­му, ес­ли в на­ше серд­це за­кра­ды­ва­ет­ся за­висть к ко­му-то, не­об­хо­ди­мо бо­роть­ся с ней все­ми си­ла­ми. Неделя о мы­та­ре и фа­ри­сее яв­ля­ет­ся пер­вым под­го­то­ви­тель­ным вос­кре­сень­ем к Ве­ли­ко­му по­сту и да­ет нам чуть ли не са­мый яр­кий при­мер та­кой борь­бы. Для то­го что­бы не под­дать­ся за­вис­ти, ни­ко­гда не сле­ду­ет срав­ни­вать свою жизнь с жиз­нью дру­гих. Нель­зя ста­вить пе­ред со­бой во­прос, по­че­му тот или дру­гой че­ло­век име­ет боль­ше, чем я, по­че­му у не­го боль­ше ус­пе­хов в де­лах, чем у ме­ня, по­че­му он дос­тиг тех или дру­гих вы­сот, а я нет, по­че­му он бо­лее уго­ден Бо­гу, чем я.

Мы долж­ны смот­реть на се­бя, как мы­тарь, а не как фа­ри­сей. Мы­тарь сто­ял пред Бо­гом как че­ло­век не­дос­той­ный, ко­то­рый за­слу­жи­ва­ет на­ка­за­ния, но на­де­ет­ся на ми­ло­сер­дие Бо­жие. Он се­бя ни с кем не срав­ни­вал, и серд­це его бы­ло сво­бод­ным от за­вис­ти.

Бу­дем же бла­го­да­рить Бо­га за то, что Он нам дал, а не уп­ре­кать Его за то, что мы че­го-то не по­лу­чи­ли. Бу­дем бла­го­да­рить лю­дей, ко­то­рые встре­ча­ют­ся на на­шем жиз­нен­ном пу­ти и по­мо­га­ют нам, а не осу­ж­дать или не­на­ви­деть тех, кто дос­тиг в этой жиз­ни боль­ше, чем мы, кто под­нял­ся вы­ше нас. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Патриотизм православного христианина проявляется в защите Родины от врагов, в труде на благо Отчизны, в заботе о родной земле, а также в участии в делах государственного управления, сохранения и развития национальной культуры и самосознания.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru