О за­вис­ти (Неделя о мы­та­ре и фа­ри­сее)

За­висть со­про­во­ж­да­ет че­ло­ве­че­ст­во от са­мо­го на­ча­ла его ис­то­рии и до ны­неш­не­го дня. Она низ­верг­ла с не­ба Ден­ни­цу, вы­ве­ла из Рая пер­вых лю­дей, за­висть ок­ру­жа­ла Хри­ста, она пре­сле­до­ва­ла Его вез­де и все­гда, в те­че­ние все­го вре­ме­ни Его пре­бы­ва­ния на зем­ле.

Вспом­ни­те не­сколь­ко эпи­зо­дов из зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля. Ко­гда Иисус ро­дил­ся в Виф­лее­ме, и вол­хвы при­шли к Иро­ду и спро­си­ли, где ро­дил­ся Царь Иу­дей­ский, пер­вое, что при­шло на ум Иро­ду: «Не по­сяг­нет ли Он на цар­ст­во?» То­гда Ирод при­ни­ма­ет ужас­ное ре­ше­ние — он уби­ва­ет всех мла­ден­цев в Виф­лее­ме и его ок­ре­ст­но­стях от двух лет и млад­ше. Но не­взи­рая на все зло со­де­ян­но­го, и здесь по­бе­ж­да­ет Бог и его веч­ная прав­да, по­сколь­ку в кон­це кон­цов уби­тые мла­ден­цы ста­ли пер­вы­ми му­че­ни­ка­ми за Хри­ста и пря­мы­ми на­след­ни­ка­ми Цар­ст­вия Не­бес­но­го. Сам же Хри­стос был со­хра­нен Бо­же­ст­вен­ным дей­ст­ви­ем для Сво­его слу­же­ния.

Вспом­ни­те, как от­но­си­лись к Гос­по­ду фа­ри­сеи, ар­хие­реи и книж­ни­ки. До то­го, как при­шел Хри­стос, все бы­ло в их ру­ках. Но ко­гда Он на­чал про­по­ве­до­вать, их ав­то­ри­тет стал стре­ми­тель­но па­дать. Гос­подь не­ред­ко пря­мо ра­зо­бла­чал их за то, что они, ос­та­нав­ли­ва­ясь на уг­лу улиц, ли­це­мер­но мо­ли­лись, за то, что уст­рои­ли тор­гов­лю во дво­ре хра­ма. Он оп­ро­ки­нул их сто­лы и рас­ки­дал день­ги. Они учи­ли лю­дей, как при­дер­жи­вать­ся тра­ди­ций и пре­да­ний стар­цев, а Он го­во­рил, что глав­ное — это по­кло­не­ние Бо­гу в глу­би­не серд­ца. Они ви­де­ли, что за Ним идут ты­ся­чи лю­дей, а от них от­во­ра­чи­ва­ют­ся.

Пер­во­свя­щен­ни­ки и книж­ни­ки, за­да­чей ко­то­рых бы­ло слу­же­ние Бо­гу и обу­че­ние на­ро­да, вос­пы­ла­ли за­ви­стью про­тив Иису­са. Они по­ня­ли, что по­ка он жив, их уче­ние не бу­дет иметь си­лы, их нрав­ст­вен­ный при­мер не бу­дет убе­ди­тель­ным. Слиш­ком яр­кая Звез­да взош­ла на их не­бо­скло­не и за­тми­ла их всех. И они при­ня­ли ра­ди­каль­ное ре­ше­ние — умерт­вить Его. Они сде­ла­ли все, что­бы дос­тичь сво­его. Они на­ру­ши­ли за­кон, ко­то­рый за­пре­щал пре­да­вать че­ло­ве­ка смер­ти. Же­ла­ние дос­тичь сво­ей це­ли бы­ло на­столь­ко силь­ным, что они не по­гну­ша­лись об­ра­тить­ся к языч­ни­кам — рим­ской вла­сти, к «ок­ку­пан­там», ко­то­рых они не­на­ви­де­ли. Они по­шли на на­ру­ше­ние сво­их же по­ли­ти­че­ских ос­нов, что­бы толь­ко умерт­вить Иису­са Хри­ста.

Хри­стос стал жерт­вой че­ло­ве­че­ской за­вис­ти, имен­но ею Он был воз­ве­ден на Крест. Но и здесь дей­ст­во­ва­ло Про­ви­де­ние Бо­жие: смерть Иису­са ста­ла спа­се­ни­ем для все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Ко­неч­но, те лю­ди, ко­то­рые от­да­ва­ли Хри­ста на смерть, рас­пи­на­ли Его, над­сме­ха­лись над Ним, ко­то­рые, ко­гда Он был уже при­бит к Кре­сту, го­во­ри­ли: «Ес­ли Ты Сын Бо­жий, сой­ди с кре­ста... Пусть те­перь сой­дет с кре­ста, и уве­ру­ем в Не­го» (Мф. 27, 40, 42), — и те, кто лже­сви­де­тель­ст­во­вал про­тив Не­го, не по­ни­ма­ли, что дра­ма, ко­то­рая ра­зы­гра­лась в Ие­ру­са­ли­ме, ку­да бо­лее зна­чи­мая, чем то, что мог по­стичь их ку­цый, за­ви­ст­ли­вый ум. Они не по­ни­ма­ли, что ре­ша­ет­ся судь­ба все­го че­ло­ве­че­ст­ва и ка­ж­до­го че­ло­ве­ка в ча­ст­но­сти, и что, не­взи­рая на их зло­бу, и здесь дей­ст­ву­ет Про­ви­де­ние, и в ко­неч­ном ито­ге по­бе­да бу­дет за Гос­по­дом.

Мно­го­чис­лен­ные при­ме­ры из Свя­щен­но­го Пре­да­ния по­ка­зы­ва­ют нам, что с ка­ким бы ко­вар­ст­вом, с ка­ким бы рас­че­том не дей­ст­во­ва­ли лю­ди, одер­жи­мые за­ви­стью, в кон­це кон­цов по­бе­дит Бо­же­ст­вен­ная прав­да и спра­вед­ли­вость. Да­же ес­ли че­ло­век из-за за­вис­ти не толь­ко был по­ру­ган, ли­шен все­го, но и убит, то не нуж­но за­бы­вать, что есть еще Страш­ный Суд и жизнь веч­ная, ко­гда ка­ж­дый по­лу­чит по сво­им де­лам. И тот, кто за­ви­до­вал, бу­дет по­срам­лен; тот же, кто стал жерт­вой за­вис­ти, бу­дет уте­шен Гос­по­дом.

В на­ши дни за­висть на­столь­ко же ре­аль­на, как и в биб­лей­ские вре­ме­на. Ми­ну­ло мно­го ве­ков, но че­ло­век не из­ме­нил­ся. По­это­му, ес­ли в на­ше серд­це за­кра­ды­ва­ет­ся за­висть к ко­му-то, не­об­хо­ди­мо бо­роть­ся с ней все­ми си­ла­ми. Неделя о мы­та­ре и фа­ри­сее яв­ля­ет­ся пер­вым под­го­то­ви­тель­ным вос­кре­сень­ем к Ве­ли­ко­му по­сту и да­ет нам чуть ли не са­мый яр­кий при­мер та­кой борь­бы. Для то­го что­бы не под­дать­ся за­вис­ти, ни­ко­гда не сле­ду­ет срав­ни­вать свою жизнь с жиз­нью дру­гих. Нель­зя ста­вить пе­ред со­бой во­прос, по­че­му тот или дру­гой че­ло­век име­ет боль­ше, чем я, по­че­му у не­го боль­ше ус­пе­хов в де­лах, чем у ме­ня, по­че­му он дос­тиг тех или дру­гих вы­сот, а я нет, по­че­му он бо­лее уго­ден Бо­гу, чем я.

Мы долж­ны смот­реть на се­бя, как мы­тарь, а не как фа­ри­сей. Мы­тарь сто­ял пред Бо­гом как че­ло­век не­дос­той­ный, ко­то­рый за­слу­жи­ва­ет на­ка­за­ния, но на­де­ет­ся на ми­ло­сер­дие Бо­жие. Он се­бя ни с кем не срав­ни­вал, и серд­це его бы­ло сво­бод­ным от за­вис­ти.

Бу­дем же бла­го­да­рить Бо­га за то, что Он нам дал, а не уп­ре­кать Его за то, что мы че­го-то не по­лу­чи­ли. Бу­дем бла­го­да­рить лю­дей, ко­то­рые встре­ча­ют­ся на на­шем жиз­нен­ном пу­ти и по­мо­га­ют нам, а не осу­ж­дать или не­на­ви­деть тех, кто дос­тиг в этой жиз­ни боль­ше, чем мы, кто под­нял­ся вы­ше нас. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск

Календарь

<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru