Пост и молитва (Неделя 4-я Великого поста)
В Евангелии от Марка повествуется о милости, которую Господь проявил к одному несчастному юноше, одержимому бесом. Отец несчастного обратился к апостолам с просьбой помочь его горю, но апостолы ничего не смогли сделать. В то время Иисуса не было с учениками, он сошел на гору и там в одиночестве молился. Когда Христос вернулся, плачущий отец приступил к Нему. Христос спросил отца: имеет ли он веру? Отец ответил: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9, 24).
По вере отца Господь исцелил больного юношу, изгнав из него нечистого духа. На вопрос апостолов: почему они не смогли исцелить юношу, Христос ответил, что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9, 29).
Не случайно в дни Великого поста Святая Церковь предлагает нашему вниманию именно это евангельское повествование. Дни святого поста она определяет для нас как дни врачевания наших душ. Своими молитвами, учением и Таинствами Церковь исцеляет нас, изгоняя из нашего сердца всякую нечистоту, гнездящуюся в нем и терзающую нас.
Благодарение Богу, мы с вами не одержимы бесом, мы сравнительно здоровы, если можем приходить в святой храм, чтобы здесь молиться Богу и прославлять Его милосердие. Однако каждый из нас одержим постоянным недугом, мучающим нас, грехом. И избавиться от этого недуга можно только постом и молитвой. А избавиться необходимо, потому что грех омрачает в нас образ и подобие Божие, потому что грех разрушает нашу душу и тело, заслоняет от нас свет Христов и правду жизни, потому что грех лишает нас человеческого достоинства.
Что говорить о самих грехах, их так много и они так знакомы каждому из нас своей горечью и разрушительными последствиями. Все это мы знаем, ощущаем и переживаем, а вот на то, чтобы побороть грех, не допустить его зарождения, остановить его развитие, искоренить в себе злые греховные привычки и пороки у нас не хватает силы и мужества.
Грех, как тяжкий и пагубный недуг, приходит от диавола. В нашей слабости диавол находит для себя силу. Победить эту силу можно только молитвою и постом. Святые отцы говорят, что молитва и пост — это два крыла, благодаря которым душа человека может возноситься над жизненной суетой, может устремляться горе, к общению с Богом. В эти дни Церковь предлагает нам окрылиться молитвою и постом, дабы, избегая всякого искушения и падения, достигать вершин святости, возноситься к Богу.
Две добродетели, о которых мы ведем речь и благодаря которым можем возлететь от юдоли земной в обители Царства Божия, не даются так легко. Пост и молитва — это великий труд, целожизненный подвиг. Но без труда ничего не дается человеку в жизни, без труда не дается и дело спасения. Господь благословил людей на труд. Господь помогает человеку в его трудах, венчает успехом всякое доброе начинание. Его помощь да будет с нами в дни святого поста, в деле нашего покаяния, в подвиге поста и молитвы.
Если мы ослабеваем в подвиге, значит слабеем в вере. Но и здесь помощник нам — Господь, у Которого надо просить спасительного дара словами скорбного отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Аминь.
2004 г.
← О послушании воле Божией (Неделя 18-я по Пятидесятнице) | Евангельская вера (Неделя 7-я по Пятидесятнице) → |
---|
Церковные Таинства
— Каждый грех, как учит Священное Писание, своим следствием имеет смерть. Именно из-за греха — нарушения данной Богом заповеди — в мир вошли болезни, страдание и смерть. Но страшнее физической смерти является смерть души, после которой следуют вечные страдания без возможности спасения. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Церковь расценивает эти злоупотребления как грех. Но в Церкви методы преодоления этих проблем не такие, как у секуляризованного общества: она не призывает людей к участию в акциях протеста против действий власти. К чему приводят революции, мы уже знаем... |
Подробнее ... |