Пост и мо­лит­ва (Не­де­ля 4-я Ве­ли­ко­го по­ста)

В Еван­ге­лии от Мар­ка по­ве­ст­ву­ет­ся о ми­ло­сти, ко­то­рую Гос­подь про­явил к од­но­му не­сча­ст­но­му юно­ше, одер­жи­мо­му бе­сом. Отец не­сча­ст­но­го об­ра­тил­ся к апо­сто­лам с прось­бой по­мочь его го­рю, но апо­сто­лы ни­че­го не смог­ли сде­лать. В то вре­мя Иису­са не бы­ло с уче­ни­ка­ми, он со­шел на го­ру и там в оди­но­че­ст­ве мо­лил­ся. Ко­гда Хри­стос вер­нул­ся, пла­чу­щий отец при­сту­пил к Не­му. Хри­стос спро­сил от­ца: име­ет ли он ве­ру? Отец от­ве­тил: «Ве­рую, Гос­по­ди, по­мо­ги мо­ему не­ве­рию» (Мк. 9, 24).

По ве­ре от­ца Гос­подь ис­це­лил боль­но­го юно­шу, из­гнав из не­го не­чис­то­го ду­ха. На во­прос апо­сто­лов: по­че­му они не смог­ли ис­це­лить юно­шу, Хри­стос от­ве­тил, что «сей род не мо­жет вый­ти ина­че, как от мо­лит­вы и по­ста» (Мк. 9, 29).

Не слу­чай­но в дни Ве­ли­ко­го по­ста Свя­тая Цер­ковь пред­ла­га­ет на­ше­му вни­ма­нию имен­но это еван­гель­ское по­ве­ст­во­ва­ние. Дни свя­то­го по­ста она оп­ре­де­ля­ет для нас как дни вра­че­ва­ния на­ших душ. Свои­ми мо­лит­ва­ми, уче­ни­ем и Та­ин­ст­ва­ми Цер­ковь ис­це­ля­ет нас, из­го­няя из на­ше­го серд­ца вся­кую не­чис­то­ту, гнез­дя­щую­ся в нем и тер­заю­щую нас.

Бла­го­да­ре­ние Бо­гу, мы с ва­ми не одер­жи­мы бе­сом, мы срав­ни­тель­но здо­ро­вы, ес­ли мо­жем при­хо­дить в свя­той храм, что­бы здесь мо­лить­ся Бо­гу и про­слав­лять Его ми­ло­сер­дие. Од­на­ко ка­ж­дый из нас одер­жим по­сто­ян­ным не­ду­гом, му­чаю­щим нас, гре­хом. И из­ба­вить­ся от это­го не­ду­га мож­но толь­ко по­стом и мо­лит­вой. А из­ба­вить­ся не­об­хо­ди­мо, по­то­му что грех ом­ра­ча­ет в нас об­раз и по­до­бие Бо­жие, по­то­му что грех раз­ру­ша­ет на­шу ду­шу и те­ло, за­сло­ня­ет от нас свет Хри­стов и прав­ду жиз­ни, по­то­му что грех ли­ша­ет нас че­ло­ве­че­ско­го дос­то­ин­ст­ва.

Что го­во­рить о са­мих гре­хах, их так мно­го и они так зна­ко­мы ка­ж­до­му из нас сво­ей го­ре­чью и раз­ру­ши­тель­ны­ми по­след­ст­вия­ми. Все это мы зна­ем, ощу­ща­ем и пе­ре­жи­ва­ем, а вот на то, что­бы по­бо­роть грех, не до­пус­тить его за­ро­ж­де­ния, ос­та­но­вить его раз­ви­тие, ис­ко­ре­нить в се­бе злые гре­хов­ные при­выч­ки и по­ро­ки у нас не хва­та­ет си­лы и му­же­ст­ва.

Грех, как тяж­кий и па­губ­ный не­дуг, при­хо­дит от диаво­ла. В на­шей сла­бо­сти диа­вол на­хо­дит для се­бя си­лу. По­бе­дить эту си­лу мож­но толь­ко мо­лит­вою и по­стом. Свя­тые от­цы го­во­рят, что мо­лит­ва и пост — это два кры­ла, бла­го­да­ря ко­то­рым ду­ша че­ло­ве­ка мо­жет воз­но­сить­ся над жиз­нен­ной суе­той, мо­жет уст­рем­лять­ся го­ре, к об­ще­нию с Бо­гом. В эти дни Цер­ковь пред­ла­га­ет нам ок­ры­лить­ся мо­лит­вою и по­стом, да­бы, из­бе­гая вся­ко­го ис­ку­ше­ния и па­де­ния, дос­ти­гать вер­шин свя­то­сти, воз­но­сить­ся к Бо­гу.

Две доб­ро­де­те­ли, о ко­то­рых мы ве­дем речь и бла­го­да­ря ко­то­рым мо­жем воз­ле­теть от юдо­ли зем­ной в оби­те­ли Цар­ст­ва Бо­жия, не да­ют­ся так лег­ко. Пост и мо­лит­ва — это ве­ли­кий труд, це­ло­жиз­нен­ный под­виг. Но без тру­да ни­че­го не да­ет­ся че­ло­ве­ку в жиз­ни, без тру­да не да­ет­ся и де­ло спа­се­ния. Гос­подь бла­го­сло­вил лю­дей на труд. Гос­подь по­мо­га­ет че­ло­ве­ку в его тру­дах, вен­ча­ет ус­пе­хом вся­кое доб­рое на­чи­на­ние. Его по­мощь да бу­дет с на­ми в дни свя­то­го по­ста, в де­ле на­ше­го по­кая­ния, в под­ви­ге по­ста и мо­лит­вы.

Ес­ли мы ос­ла­бе­ва­ем в под­ви­ге, зна­чит сла­бе­ем в ве­ре. Но и здесь по­мощ­ник нам — Гос­подь, у Ко­то­ро­го на­до про­сить спа­си­тель­но­го да­ра сло­ва­ми скорб­но­го от­ца: «Ве­рую, Гос­по­ди, по­мо­ги мо­ему не­ве­рию». Аминь.

2004 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru