Еван­гель­ская ве­ра (Не­де­ля 7-я по Пя­ти­де­сят­ни­це)

Вслу­ши­ва­ясь в Еван­гель­ский бла­го­вест, мы, пре­ж­де все­го, скло­ня­ем­ся пе­ред мо­гу­ще­ст­вом и ми­ло­сер­ди­ем Бо­жи­им. Мы скло­ня­ем­ся так­же пе­ред ве­рой двух сле­пых, ко­то­рые, не ви­дя те­лес­ны­ми гла­за­ми, уви­де­ли Бо­га серд­цем. Ви­де­ние ду­хов­ное при­ве­ло их к Ис­точ­ни­ку лю­бо­го уте­ше­ния, а че­рез это и к про­зре­нию те­лес­но­му.

Страш­но не ви­деть све­та фи­зи­че­ски­ми гла­за­ми, а еще ху­же быть сле­пым ду­хов­но.

Как тем­ные ту­чи за­кры­ва­ют от нас солн­це и не да­ют про­бить­ся его лу­чам, так на­ша ду­хов­ная сле­по­та, гре­хи на­ши и по­ро­ки за­кры­ва­ют от нас Гос­по­да, не да­ют нам воз­мож­но­сти уви­деть свет Хри­стов. Сле­по­та те­лес­ная — страш­ная бо­лезнь, а ду­хов­ная — еще страш­нее. Те­лес­ное зре­ние — ве­ли­кий дар, но вре­мен­ный, ду­хов­ное же зре­ние — дар веч­ный, ко­то­рый пой­дет с на­ми в по­тус­то­рон­нюю жизнь. Этот дар — ве­ра, ко­то­рую мы име­ем от Бо­га.

Ве­ра оде­ла нас в свет­лую оде­ж­ду Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти в свя­тых Та­ин­ст­вах Кре­ще­ния и Ми­ро­по­ма­за­ния, она ос­вя­ща­ет и ук­ре­п­ля­ет нас в дру­гих та­ин­ст­вах, мы ее бе­ре­жем, про­хо­дя че­рез все труд­но­сти зем­ной судь­бы, пла­вая в вол­нах жи­тей­ско­го мо­ря. Этот дар Гос­по­да про­све­ща­ет нас сно­ва и сно­ва, пре­ум­но­жа­ет зна­ние и ос­вя­ща­ет чув­ст­ва, от­кры­ва­ет тай­ну жиз­ни вре­мен­ной и веч­ной, да­ет сча­стье при­тро­нуть­ся до то­го, что свя­то и бла­жен­но.

Наи­бо­лее со­вер­шен­ная ра­дость, ко­то­рую да­ет нам ве­ра — это зна­ние о Бо­ге. Ве­рой мы по­зна­ем Его бы­тие, Его не­дос­туп­ность и при­сут­ст­вие вез­де, Его ве­ли­чие и ми­лость, Его лю­бовь и спра­вед­ли­вость. Ве­ра от­кры­ва­ет нам Хри­ста Спа­си­те­ля, в Ко­то­ром — жизнь и Свет лю­дям (Ин. 1, 4). «Бо­га не ви­дел ни­кто ни­ко­гда; Еди­но­род­ный Сын, су­щий в не­дре От­чем, Он явил» (Ин. 1, 18).

Мы ве­рим Его сло­ву и Его де­лам. «Ве­рую­щим во имя Его, дал власть быть ча­да­ми Бо­жии­ми » (Ин. 1, 12). Мы зна­ем, что Он при­шел на зем­лю ра­ди спа­се­ния лю­дей, ос­вя­тил ее свои­ми сто­па­ми и бла­го­да­тью Ду­ха Свя­то­го. Он при­нес на зем­лю еван­гель­скую прав­ду, Он — наш Спа­си­тель, Ко­то­рый стра­дал, был по­гре­бен и вос­крес. Ве­рую­щий в Не­го, «ес­ли и ум­рет, ожи­вет» (Ин. 11, 25).

Ве­рой мы по­сти­га­ем тай­ну Церк­ви, ос­но­ван­ной Хри­стом для на­ше­го спа­се­ния. Все, что про­ис­хо­дит в Церк­ви и свя­за­но с ней — де­ло Бо­жие. Сло­ва за­ко­но­учи­те­ля Га­ма­лии­ла: «Ибо ес­ли это пред­при­ятие и это де­ло — от че­ло­ве­ков, то оно раз­ру­шит­ся, а ес­ли от Бо­га, то вы не мо­же­те раз­ру­шить его» (Де­ян. 5, 38–39), — за­сви­де­тель­ст­во­ва­ны и оп­рав­да­лись двух­ты­ся­че­лет­ней ис­то­ри­ей Церк­ви.

Хри­стос ука­зал нам путь, ко­то­рым долж­ны мы на­прав­лять­ся, воз­вы­ша­ясь серд­цем к гор­не­му, веч­но­му. Ве­ра со­еди­ня­ет нас с Хри­стом и друг с дру­гом: «У мно­же­ст­ва же уве­ро­вав­ших бы­ло од­но серд­це и од­на ду­ша» (Де­ян. 4, 32). Ве­ра объ­яс­ня­ет нам смысл жиз­ни с ее по­бе­да­ми и по­ра­же­ния­ми, с уда­ча­ми и не­уда­ча­ми, с ее ра­до­стя­ми и скор­бя­ми. Все да­ет­ся на бла­го на­ше и со­вер­шен­ст­во. Тер­пе­ни­ем и доб­ро­по­ря­доч­но­стью че­ло­век тво­рит се­бе хо­ро­шее бу­ду­щее, злом — пло­хое. На зем­ле нам да­ны все воз­мож­но­сти, что­бы са­мим соз­да­вать свое бу­ду­щее.

Ве­ра да­ет нам ра­дость мо­лит­вы, бе­се­ды с Бо­гом. Мо­лит­ва и од­но­го че­ло­ве­ка, и об­щи­ны, ок­ры­ля­ет лю­дей, со­еди­ня­ет их со свя­ты­ми не­бо­жи­те­ля­ми в об­щем сла­во­сло­вии, в прось­бах и бла­го­дар­но­стях, что по­сы­ла­ют­ся Бо­гу, и Гос­подь как лю­бя­щий Отец от­ве­ча­ет на них.

Толь­ко ве­ра мо­жет при­вес­ти к ис­крен­не­му и спа­си­тель­но­му по­кая­нию, ко­то­рое очи­ща­ет нас. Ве­ра при­во­дит нас к ве­ли­кой ра­до­сти еди­не­ния с Гос­по­дом в Та­ин­ст­ве свя­то­го При­час­тия, еди­не­ния с Тем, Ко­то­рый не пе­ре­ста­ет при­зы­вать нас: «При­ди­те ко Мне, все тру­ж­даю­щие­ся и об­ре­ме­нен­ные, и Я ус­по­кою вас» (Мф. 11, 28).

Вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки име­ли от Бо­га от­кро­ве­ние о Хри­сте, о Бо­жи­ей Ма­те­ри. Они гла­за­ми ве­ры ви­де­ли бу­ду­щее, мы же име­ем на­стоя­щее. С на­ми Бог! «Где двое или трое со­б­ра­ны во имя Мое, там Я по­сре­ди них» (Мф. 18, 20). Свя­тые про­ро­ки, осо­бен­но псал­мо­пе­вец Да­вид, пред­ви­де­ли ве­ли­чие Бо­жи­ей Ма­те­ри: «Ста­ла ца­ри­ца одес­ную Те­бя в Офир­ском зо­ло­те; в ис­пещ­рен­ной оде­ж­де ве­дет­ся она к Ца­рю» (Пс. 44, 10, 15). Но они не зна­ли пол­но­ты той ра­до­сти, ко­то­рую зна­ем мы, об­ра­ща­ясь к Ней, За­ступ­ни­це ро­да хри­сти­ан­ско­го, Ца­ри­цы не­ба и зем­ли, Ко­то­рая все­гда да­ет нам Свою лю­бовь, по­кров и за­щи­ту. Про­ро­ки толь­ко пред­ви­де­ли гря­ду­щее, а мы жи­вем уже осу­ще­ст­в­лен­ным. И эту ра­дость да­ет нам ве­ра.

Не­об­хо­ди­мо бла­го­да­рить Бо­га за ра­дость ве­ры, ра­до­вать­ся и бе­речь ее. Ве­ра ни­ко­гда не по­сра­мит нас, а воз­ве­ли­чит и про­сла­вит. Жи­вя здесь, на зем­ле, с ве­рой, мы уже за­ра­нее чув­ст­ву­ем веч­ное бла­жен­ст­во в Цар­ст­вии Не­бес­ном: «Цар­ст­вие Бо­жие внут­ри вас есть» (Лк. 17, 21). Цар­ст­вие Бо­жие и есть плод ве­ры хри­сти­ан­ской, ко­то­рая да­рит нам все свя­тое, ра­до­ст­ное, чис­тое, вре­мен­ное и веч­ное. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Обычно женщины в храме находятся с покрытыми головами, поэтому не видно, подстрижены они или нет и крашенные ли у них волосы. Поэтому думаю, что это вопрос скорее о внешнем виде женщины вне границ храма.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru