На­ши свя­тые со­оте­че­ст­вен­ни­ки (Не­де­ля 2-я по Пя­ти­де­сят­ни­це)

Сра­зу по­сле свя­той Пя­ти­де­сят­ни­цы, со­ше­ст­вия Свя­то­го Ду­ха, ко­гда Цер­ковь празд­ну­ет день сво­его ро­ж­де­ния. В пер­вое вос­кре­се­нье оп­ре­де­ле­но празд­но­вать па­мять всех свя­тых, от ве­ка уго­див­ших Бо­гу. Мно­го свя­тых по­имен­но оз­на­че­ны в на­шем цер­ков­ном ка­лен­да­ре или свят­цах, но мно­го еще есть свя­тых, не­из­вест­ных ми­ру, тай­ных ра­бов Бо­жи­их, из­вест­ных од­но­му Бо­гу.

Что­бы поч­тить свя­тых сво­их со­оте­че­ст­вен­ни­ков, на­ша Цер­ковь по­свя­ща­ет па­мя­ти всех свя­тых, в зем­ле Рус­ской про­си­яв­ших, вто­рое вос­кре­се­нье по­сле Пя­ти­де­сят­ни­цы. Этот празд­ник при­зы­ва­ет нас по­чи­тать сво­их свя­тых, под­ра­жая их ве­ре, бо­го­угод­но­му жи­тию и свя­то­сти.

Ка­ж­дый день Свя­тая Цер­ковь об­ра­ща­ет­ся мо­лит­вен­но к сон­му свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их и их мо­лит­ва­ми ос­вя­ща­ет на­ши ду­ши. Не имея по­че­му-ли­бо воз­мож­но­сти об­ра­тить­ся не­по­сред­ст­вен­но к вы­ше­стоя­ще­му че­ло­ве­ку, мы ста­ра­ем­ся най­ти по­сред­ни­ков, ко­то­рые по­мог­ли бы нам это сде­лать. В ка­кой-то сте­пе­ни то же са­мое про­ис­хо­дит и в ду­хов­ном ми­ре. Так про­ис­хо­дит не по­то­му, что мы ли­ше­ны воз­мож­но­сти об­ра­щать­ся не­по­сред­ст­вен­но к са­мо­му Бо­гу или что Гос­подь в этом слу­чае не слы­шит нас. Он, как лю­бя­щий Отец, при­ни­ма­ет вся­ко­го при­хо­дя­ще­го к Не­му, но во­ля Его та­ко­ва, что­бы мы, об­ра­ща­ясь к свя­тым, об­ща­лись с ни­ми и со­еди­ня­лись в Нем, а раз­мыш­ляя об их свя­то­сти, ду­ма­ли о сво­ей жиз­ни, це­ли и при­зва­нии. Воз­мож­ность об­ще­ния со свя­ты­ми в еди­ной хри­сти­ан­ской се­мье в ве­ре и люб­ви, в чис­то­те и свя­то­сти, в мо­лит­ве — это дар Бо­жий, за ко­то­рый не­об­хо­ди­мо бла­го­да­рить Гос­по­да. Это дей­ст­ви­тель­но бла­го­дать Бо­жия, что мы име­ем столь­ко свя­тых в Церк­ви, что у ка­ж­до­го из нас есть свой не­бес­ный по­кро­ви­тель, имя ко­то­ро­го он но­сит, ко­то­рый мо­лит­ся о сво­ем ча­де и ру­ко­во­дству­ет его ко спа­се­нию.

Мно­же­ст­во свя­тых Бо­жи­их угод­ни­ков на­по­ми­на­ют ве­рую­ще­му че­ло­ве­ку, что все мы при­зва­ны к свя­то­сти, что есть воз­мож­ность для ка­ж­до­го здесь, на зем­ле, стя­жать дар Свя­то­го Ду­ха, ос­вя­щаю­щий нас и про­слав­ляю­щий.

Ка­кая же ра­дость в свя­то­сти? По­че­му Цер­ковь при­зы­ва­ет нас, что­бы мы бы­ли свя­ты­ми, как свят Гос­подь Бог наш?

По­че­му эта доб­ро­де­тель не­об­хо­ди­ма для ве­рую­ще­го че­ло­ве­ка? На­ша цель — упо­доб­ле­ние Бо­гу. Свя­тость — это на­ше при­зва­ние и не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие в де­ле бо­го­упо­доб­ле­ния. Свя­тость — это ра­дость в Бо­ге и бла­жен­ст­во. Вспом­ним свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра, ко­то­рый, уви­дев сла­ву Бо­жию на Фа­во­ре, вос­клик­нул: «Гос­по­ди! хо­ро­шо нам здесь быть!» (Мф. 17, 4). Или дру­гие его сло­ва: «Гос­по­ди! к ко­му нам ид­ти? Ты име­ешь гла­го­лы веч­ной жиз­ни» (Ин. 6, 68).

Со­стоя­ние свя­то­сти — это и есть ра­дость и бла­жен­ст­во о Гос­по­де, Ис­точ­ни­ке этой свя­то­сти, ра­дость, ко­то­рую нель­зя впол­не опи­сать, а мож­но толь­ко по­чув­ст­во­вать (1 Кор. 2, 9).

Вспом­ним свя­тых му­че­ни­ков, ко­то­рые тер­пе­ли страш­ные фи­зи­че­ские стра­да­ния и бы­ли пол­ны не­изъяс­ни­мой ра­до­сти, вос­тор­га, све­та и ли­ко­ва­ния. Све­том и ра­до­стью пре­ис­пол­ня­лись не толь­ко стра­даль­цы, но и мес­та стра­да­ний, будь то рим­ский ко­ли­зей, го­род­ская пло­щадь, тюрь­ма или дру­гое ме­сто. Для ок­ру­жаю­щих это бы­ло не­по­нят­но, но бы­ли и та­кие, ко­то­рые, ох­ва­чен­ные свя­той ра­до­стью му­че­ни­ков, присоединялись к людям, иду­щим на смерть, за­яв­ляя: «И я хри­стиа­нин!»

«Где Я, там и слу­га Мой бу­дет», — го­во­рит Гос­подь (Ин. 12, 26). Мо­лясь свя­тым угод­ни­кам, мы долж­ны под­ра­жать их жиз­ни, а зна­чит, и свя­то­сти, ко­то­рая при­во­дит в оби­те­ли От­ца Не­бес­но­го. На при­ме­ре свя­тых, жив­ших в раз­ные вре­ме­на, в раз­ных зва­ни­ях, в раз­ных ус­ло­ви­ях и уго­див­ших Гос­по­ду, Свя­тая Цер­ковь учит нас то­му, что­бы мы за­бо­ти­лись о сво­ем ду­шев­ном со­стоя­нии, что­бы, ду­мая о сво­ем те­ле, не за­бы­ва­ли сво­ей ду­ши, при­зван­ной к свя­то­сти и веч­но­му бы­тию. Ни Цер­ковь, ни Хри­стос, ни на­ша ве­ра не тре­бу­ют от нас ка­ких-то сверх­долж­ных дел или ге­рои­че­ских по­ступ­ков. Бы­ли вре­ме­на, ко­гда ве­рую­щим лю­дям при­хо­ди­лось про­ли­вать кровь и от­да­вать жизнь свою за Хри­ста. Это­го от нас не тре­бу­ет Гос­подь. Мы сча­ст­ли­вы, мы бла­го­по­луч­ны, мы име­ем воз­мож­ность сво­бод­но мо­лить­ся, сво­бод­но ис­по­ве­до­вать свя­тую ве­ру, со­вер­шен­ст­во­вать­ся.

Так бу­дем же бла­го­дар­ны Бо­гу, див­но­му во свя­тых Сво­их, и в мо­лит­вах к свя­тым угод­ни­кам бу­дем про­сить для се­бя ми­ло­сти Бо­жи­ей, ми­ра, чис­то­ты и свя­то­сти. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Сама постановка вопроса несколько некорректна. Поневоле напрашивается встречный вопрос — а какую вообще игру можно назвать православной? Футбол нельзя порицать только на том основании, что это вид спорта. Тем более, что это явление мирового значения, спорт номер один в мире.

Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru