На­ши свя­тые со­оте­че­ст­вен­ни­ки (Не­де­ля 2-я по Пя­ти­де­сят­ни­це)

Сра­зу по­сле свя­той Пя­ти­де­сят­ни­цы, со­ше­ст­вия Свя­то­го Ду­ха, ко­гда Цер­ковь празд­ну­ет день сво­его ро­ж­де­ния. В пер­вое вос­кре­се­нье оп­ре­де­ле­но празд­но­вать па­мять всех свя­тых, от ве­ка уго­див­ших Бо­гу. Мно­го свя­тых по­имен­но оз­на­че­ны в на­шем цер­ков­ном ка­лен­да­ре или свят­цах, но мно­го еще есть свя­тых, не­из­вест­ных ми­ру, тай­ных ра­бов Бо­жи­их, из­вест­ных од­но­му Бо­гу.

Что­бы поч­тить свя­тых сво­их со­оте­че­ст­вен­ни­ков, на­ша Цер­ковь по­свя­ща­ет па­мя­ти всех свя­тых, в зем­ле Рус­ской про­си­яв­ших, вто­рое вос­кре­се­нье по­сле Пя­ти­де­сят­ни­цы. Этот празд­ник при­зы­ва­ет нас по­чи­тать сво­их свя­тых, под­ра­жая их ве­ре, бо­го­угод­но­му жи­тию и свя­то­сти.

Ка­ж­дый день Свя­тая Цер­ковь об­ра­ща­ет­ся мо­лит­вен­но к сон­му свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их и их мо­лит­ва­ми ос­вя­ща­ет на­ши ду­ши. Не имея по­че­му-ли­бо воз­мож­но­сти об­ра­тить­ся не­по­сред­ст­вен­но к вы­ше­стоя­ще­му че­ло­ве­ку, мы ста­ра­ем­ся най­ти по­сред­ни­ков, ко­то­рые по­мог­ли бы нам это сде­лать. В ка­кой-то сте­пе­ни то же са­мое про­ис­хо­дит и в ду­хов­ном ми­ре. Так про­ис­хо­дит не по­то­му, что мы ли­ше­ны воз­мож­но­сти об­ра­щать­ся не­по­сред­ст­вен­но к са­мо­му Бо­гу или что Гос­подь в этом слу­чае не слы­шит нас. Он, как лю­бя­щий Отец, при­ни­ма­ет вся­ко­го при­хо­дя­ще­го к Не­му, но во­ля Его та­ко­ва, что­бы мы, об­ра­ща­ясь к свя­тым, об­ща­лись с ни­ми и со­еди­ня­лись в Нем, а раз­мыш­ляя об их свя­то­сти, ду­ма­ли о сво­ей жиз­ни, це­ли и при­зва­нии. Воз­мож­ность об­ще­ния со свя­ты­ми в еди­ной хри­сти­ан­ской се­мье в ве­ре и люб­ви, в чис­то­те и свя­то­сти, в мо­лит­ве — это дар Бо­жий, за ко­то­рый не­об­хо­ди­мо бла­го­да­рить Гос­по­да. Это дей­ст­ви­тель­но бла­го­дать Бо­жия, что мы име­ем столь­ко свя­тых в Церк­ви, что у ка­ж­до­го из нас есть свой не­бес­ный по­кро­ви­тель, имя ко­то­ро­го он но­сит, ко­то­рый мо­лит­ся о сво­ем ча­де и ру­ко­во­дству­ет его ко спа­се­нию.

Мно­же­ст­во свя­тых Бо­жи­их угод­ни­ков на­по­ми­на­ют ве­рую­ще­му че­ло­ве­ку, что все мы при­зва­ны к свя­то­сти, что есть воз­мож­ность для ка­ж­до­го здесь, на зем­ле, стя­жать дар Свя­то­го Ду­ха, ос­вя­щаю­щий нас и про­слав­ляю­щий.

Ка­кая же ра­дость в свя­то­сти? По­че­му Цер­ковь при­зы­ва­ет нас, что­бы мы бы­ли свя­ты­ми, как свят Гос­подь Бог наш?

По­че­му эта доб­ро­де­тель не­об­хо­ди­ма для ве­рую­ще­го че­ло­ве­ка? На­ша цель — упо­доб­ле­ние Бо­гу. Свя­тость — это на­ше при­зва­ние и не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие в де­ле бо­го­упо­доб­ле­ния. Свя­тость — это ра­дость в Бо­ге и бла­жен­ст­во. Вспом­ним свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра, ко­то­рый, уви­дев сла­ву Бо­жию на Фа­во­ре, вос­клик­нул: «Гос­по­ди! хо­ро­шо нам здесь быть!» (Мф. 17, 4). Или дру­гие его сло­ва: «Гос­по­ди! к ко­му нам ид­ти? Ты име­ешь гла­го­лы веч­ной жиз­ни» (Ин. 6, 68).

Со­стоя­ние свя­то­сти — это и есть ра­дость и бла­жен­ст­во о Гос­по­де, Ис­точ­ни­ке этой свя­то­сти, ра­дость, ко­то­рую нель­зя впол­не опи­сать, а мож­но толь­ко по­чув­ст­во­вать (1 Кор. 2, 9).

Вспом­ним свя­тых му­че­ни­ков, ко­то­рые тер­пе­ли страш­ные фи­зи­че­ские стра­да­ния и бы­ли пол­ны не­изъяс­ни­мой ра­до­сти, вос­тор­га, све­та и ли­ко­ва­ния. Све­том и ра­до­стью пре­ис­пол­ня­лись не толь­ко стра­даль­цы, но и мес­та стра­да­ний, будь то рим­ский ко­ли­зей, го­род­ская пло­щадь, тюрь­ма или дру­гое ме­сто. Для ок­ру­жаю­щих это бы­ло не­по­нят­но, но бы­ли и та­кие, ко­то­рые, ох­ва­чен­ные свя­той ра­до­стью му­че­ни­ков, присоединялись к людям, иду­щим на смерть, за­яв­ляя: «И я хри­стиа­нин!»

«Где Я, там и слу­га Мой бу­дет», — го­во­рит Гос­подь (Ин. 12, 26). Мо­лясь свя­тым угод­ни­кам, мы долж­ны под­ра­жать их жиз­ни, а зна­чит, и свя­то­сти, ко­то­рая при­во­дит в оби­те­ли От­ца Не­бес­но­го. На при­ме­ре свя­тых, жив­ших в раз­ные вре­ме­на, в раз­ных зва­ни­ях, в раз­ных ус­ло­ви­ях и уго­див­ших Гос­по­ду, Свя­тая Цер­ковь учит нас то­му, что­бы мы за­бо­ти­лись о сво­ем ду­шев­ном со­стоя­нии, что­бы, ду­мая о сво­ем те­ле, не за­бы­ва­ли сво­ей ду­ши, при­зван­ной к свя­то­сти и веч­но­му бы­тию. Ни Цер­ковь, ни Хри­стос, ни на­ша ве­ра не тре­бу­ют от нас ка­ких-то сверх­долж­ных дел или ге­рои­че­ских по­ступ­ков. Бы­ли вре­ме­на, ко­гда ве­рую­щим лю­дям при­хо­ди­лось про­ли­вать кровь и от­да­вать жизнь свою за Хри­ста. Это­го от нас не тре­бу­ет Гос­подь. Мы сча­ст­ли­вы, мы бла­го­по­луч­ны, мы име­ем воз­мож­ность сво­бод­но мо­лить­ся, сво­бод­но ис­по­ве­до­вать свя­тую ве­ру, со­вер­шен­ст­во­вать­ся.

Так бу­дем же бла­го­дар­ны Бо­гу, див­но­му во свя­тых Сво­их, и в мо­лит­вах к свя­тым угод­ни­кам бу­дем про­сить для се­бя ми­ло­сти Бо­жи­ей, ми­ра, чис­то­ты и свя­то­сти. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru