Па­мять Всех Свя­тых (Не­де­ля 1-я по Пя­ти­де­сят­ни­це)

По­чи­та­ние свя­тых и мо­лит­вен­ное об­ра­ще­ние к ним яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых дав­них тра­ди­ций Церк­ви, ко­то­рая со­хра­ня­ет­ся еще с апо­столь­ских вре­мен. Есть не­спра­вед­ли­вые об­ви­не­ния в ад­рес Церк­ви, яко­бы она по­кло­ня­ет­ся лю­дям на­рав­не с Бо­гом, на­ру­шая за­по­ведь Гос­под­нюю: «Гос­по­ду Бо­гу твое­му по­кло­няй­ся и Ему од­но­му слу­жи» (Втор. 6, 13; Мф. 4, 10). Пра­во­слав­ное бо­го­сло­вие чет­ко раз­ли­ча­ет слу­же­ние Бо­гу и по­чи­та­ние свя­тых.

Свя­тым мы от­да­ем по­чет не как бо­гам, а как лю­дям, на­шим зем­ным со­оте­че­ст­вен­ни­кам, ко­то­рые дос­тиг­ли ду­хов­ной вы­со­ты и со­вер­шен­ст­ва. Они дос­тиг­ли глав­ной це­ли хри­сти­ан­ской жиз­ни — еди­не­ние с Бо­гом, обо­же­ния, од­на­ко не по при­ро­де, а в бла­го­да­ти. До это­го при­зван и ка­ж­дый из нас. Свя­тые ду­хов­но тес­но бы­ли со­еди­не­ны ме­ж­ду со­бой и с Хри­стом, Ко­то­ро­му пол­но­стью по­свя­ти­ли свою жизнь, и еди­не­ния с Ко­то­рым ис­пы­та­ли уже здесь, на зем­ле, — кто в Та­ин­ст­ве Свя­той Ев­ха­ри­стии, кто в Ис­по­ве­ди вплоть до смер­ти.

В пер­вое вос­кре­се­нье по­сле Пя­ти­де­сят­ни­цы — дня ро­ж­де­ния Церк­ви Хри­сто­вой — мы мо­лит­вен­но по­чи­та­ли всех свя­тых, ко­то­рые из­веч­но уго­ди­ли Бо­гу. По­чи­тая свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их, мы, чле­ны Церк­ви зем­ной, под­твер­жда­ем мо­лит­вен­ное еди­не­ние с чле­на­ми Церк­ви не­бес­ной.

Кла­ня­ясь свя­тым, мы по­чи­та­ем Хри­ста, Ко­то­рый жи­вет в них. Пре­по­доб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов го­во­рил, что Хри­стос есть на­ча­ло, се­ре­ди­на и ко­нец ря­да свя­то­сти тех, кто про­сла­вил Его сво­ей жиз­нью и под­ви­га­ми. Он есть во всех — и в пер­вых, и в сред­них, и в по­след­них. Пре­по­доб­ный Си­ме­он срав­ни­ва­ет сонм свя­тых с це­пью, к ко­то­рой из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние при­сое­ди­ня­ют­ся все но­вые и но­вые под­виж­ни­ки. Те, кто из ро­да в род че­рез вы­пол­не­ние за­по­ве­дей ста­но­вят­ся свя­ты­ми, со­еди­ня­ют­ся с Хри­стом. Они оза­ря­ют­ся бла­го­да­тью Бо­жи­ей в при­час­тии и ста­но­вят­ся од­ной зо­ло­той це­пью, ка­ж­дое из ко­лец ко­то­рой яв­ля­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­но­стью, а с пре­ды­ду­щим со­еди­ня­ет­ся че­рез ве­ру, до­б­рые де­ла и лю­бовь. Зо­ло­тая цепь хри­сти­ан­ской свя­то­сти про­тя­ги­ва­ет­ся со вре­мен апо­столь­ских вплоть до на­ших дней.

Свя­тые бы­ли во все вре­ме­на, мно­го их, как тай­ных так и яв­ных, и се­го­дня сре­ди нас. Их мо­лит­ва­ми и за­ступ­ни­че­ст­вом пе­ред Бо­гом дер­жит­ся мир. Вспом­ни­те раз­го­вор пра­от­ца Ав­раа­ма с Бо­гом в дуб­ра­ве Мам­ре. Имен­но на­ли­чие пра­вед­ни­ков, хо­тя бы не­мно­гих, бы­ло га­ран­том безо­пас­но­сти и спа­се­ния для не­чес­ти­вых го­ро­дов Со­до­ма и Го­мор­ры, ибо ра­ди них Гос­подь был го­тов сбе­речь жизнь греш­ни­кам. По­это­му та­кая боль­шая за­слу­га свя­тых пе­ред Бо­гом, что ра­ди их мо­литв спа­са­ет­ся мир. Они яв­ля­ют­ся об­раз­цом для ис­прав­ле­ния жиз­ни тех, кто ос­ту­пил­ся, они яв­ля­ют­ся со­ве­стью об­ще­ст­ва, при­слу­шав­шись к ко­то­рой ка­ж­дый мо­жет стать на пра­виль­ный путь.

Пер­вы­ми свя­ты­ми Хри­сто­вой Церк­ви бы­ли не­смет­ные сон­мы свя­тых му­че­ни­ков, ко­то­рые ста­ли ос­но­вой и фун­да­мен­том Церк­ви. Очень извест­ным есть вы­ска­зы­ва­ние Тер­тул­лиа­на, что кровь му­че­ни­ков — это се­ме­на хри­сти­ан­ст­ва. Ис­по­вед­ни­ки, ко­то­рые по­стра­да­ли за Хри­ста, сра­зу по­сле сво­ей смер­ти ста­но­ви­лись объ­ек­том бла­го­го­вей­но­го че­ст­во­ва­ния ве­рую­щи­ми. К ним об­ра­ща­лись в мо­лит­ве, чув­ст­вуя с ни­ми жи­вую бла­го­дат­ную связь, как с те­ми, кто уже дос­тиг еди­не­ния с Хри­стом. На их гроб­ни­цах осу­ще­ст­в­ля­ли ли­тур­гию, что яв­ля­ет­ся сви­де­тель­ст­вом един­ст­ва Церк­ви зем­ной, к ко­то­рой вхо­дят жи­вые ее чле­ны, и Церк­ви не­бес­ной — к ко­то­рой вхо­дят про­слав­лен­ные Бо­гом свя­тые.

Се­го­дня офи­ци­аль­ное при­зна­ние Цер­ко­вью то­го или ино­го под­виж­ни­ка свя­тым, то есть при­чис­ле­ние его к сон­му свя­тых, на­зы­ва­ет­ся ка­но­ни­за­ци­ей. По­чи­та­ние то­го или дру­го­го свя­то­го не яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем ак­та ка­но­ни­за­ции. Ско­рее на­обо­рот, ка­но­ни­за­ция — это след­ст­вие все­на­род­но­го по­чи­та­ния свя­то­го.

Не толь­ко лю­ди про­слав­ля­ют свя­тых, но и Сам Бог да­ет ино­гда ви­ди­мое сви­де­тель­ст­во свя­то­сти то­го или дру­го­го ли­ца. Так, те­ла мно­гих свя­тых, во­пре­ки за­ко­нам при­ро­ды, ос­та­ют­ся не­тлен­ны­ми без при­ме­не­ния всяких ис­кус­ст­вен­ных средств в те­че­ние мно­гих ве­ков. В этом ка­ж­дый из нас мо­жет убе­дить­ся, прой­дя лавр­ски­ми пе­ще­ра­ми, где почива­ют свя­тые от­цы Кие­во-Пе­чер­ские.

Еще од­ним та­ким сви­де­тель­ст­вом яв­ля­ет­ся уни­каль­ный факт ми­ро­то­че­ния. Са­мый из­вес­ный из них — мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, ко­то­рые на­хо­дят­ся в италь­ян­ском го­ро­де Ба­ри и яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ком це­леб­но­го и аро­мат­но­го ми­ра. Ми­ро­то­чат гла­вы под­виж­ни­ков бла­го­чес­тия в пе­ще­рах Свя­той Лав­ры, мно­го­чис­лен­ные ико­ны свя­тых, про­слав­лен­ных Бо­гом и ува­жае­мых людь­ми.

Не­цер­ков­ным лю­дям бы­ва­ет тя­же­ло по­нять, за­чем мо­лить­ся свя­тым, ко­гда есть Хри­стос. Од­на­ко свя­тые — не обя­за­тель­ные по­сред­ни­ки ме­ж­ду на­ми и Хри­стом. Гос­подь Сам слы­шит на­ши прось­бы, мо­лит­вы, Он Сам зна­ет о на­ших по­треб­но­стях. Свя­тые — это, ско­рее, на­ши не­бес­ные дру­зья, ко­то­рые спо­соб­ны ус­лы­шать нас и по­мочь сво­ей мо­лит­вой. Че­рез них, бла­го­да­ря их мо­лит­вам и за­ступ­ни­че­ст­ву, Гос­подь яв­ля­ет боль­шую ми­лость к че­ло­ве­ку, ис­це­ляя ду­шев­ные и те­лес­ные бо­лез­ни, ино­гда не­из­ле­чи­мые, на­став­ля­ет и вра­зум­ля­ет нас.

Тот, кто не име­ет дру­зей на не­бе­сах, не спо­со­бен пра­виль­но вос­при­нять то бла­го­го­вей­ное по­чи­та­ние, ко­то­рым бы­ли ок­ру­же­ны свя­тые в Пра­во­слав­ной Церк­ви. Тот, кто не по­чи­та­ет свя­тых, ока­зы­ва­ет­ся ото­рван­ным от зо­ло­той це­поч­ки свя­то­сти, ко­то­рая из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние про­тя­ги­ва­ет­ся к нам от Са­мо­го Хри­ста, Его Пре­чис­той Ма­те­ри и свя­тых апо­сто­лов. По­это­му хри­сти­ан­ская об­щи­на, ко­то­рая от­ры­ва­ет­ся от этой це­поч­ки, не мо­жет быть пол­но­цен­ной Цер­ко­вью, по­сколь­ку Цер­ковь не­бес­ная и Цер­ковь зем­ная бы­ла свя­за­на ме­ж­ду со­бой не­раз­ры­вно и пред­став­ля­ет со­бой един­ст­вен­ное Те­ло Хри­сто­во, чле­на­ми, кле­точ­ка­ми ко­то­ро­го яв­ля­ем­ся все мы. Ото­рвав­шись от не­ба — от Бо­жи­ей Ма­те­ри и свя­тых, Цер­ковь пре­вра­ща­ет­ся в су­гу­бо зем­ную ор­га­ни­за­цию, и пе­ре­ста­ет быть мис­ти­че­ским те­лом Хри­сто­вим, ко­то­рое объ­е­ди­ня­ет жи­вых и ушед­ших, свя­тых и греш­ни­ков.

По­это­му бу­дем все­гда про­сить свя­тых угод­ни­ков, чтоб они ук­ре­пи­ли нас в ве­ре, нау­чи­ли жить доб­ро­по­ря­доч­но и по­мог­ли нам спа­стись. Аминь.

2004 г.

 

Церковные Таинства

— Бог есть любовь, поэтому любой грех — это преступление против любви, ведущее к разрыву с Богом и другими людьми, следовательно, является грехом против Церкви. Поэтому тот, кто грешит, отпадает от Церкви и должен каяться перед ней.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru