Па­мять Всех Свя­тых (Не­де­ля 1-я по Пя­ти­де­сят­ни­це)

По­чи­та­ние свя­тых и мо­лит­вен­ное об­ра­ще­ние к ним яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых дав­них тра­ди­ций Церк­ви, ко­то­рая со­хра­ня­ет­ся еще с апо­столь­ских вре­мен. Есть не­спра­вед­ли­вые об­ви­не­ния в ад­рес Церк­ви, яко­бы она по­кло­ня­ет­ся лю­дям на­рав­не с Бо­гом, на­ру­шая за­по­ведь Гос­под­нюю: «Гос­по­ду Бо­гу твое­му по­кло­няй­ся и Ему од­но­му слу­жи» (Втор. 6, 13; Мф. 4, 10). Пра­во­слав­ное бо­го­сло­вие чет­ко раз­ли­ча­ет слу­же­ние Бо­гу и по­чи­та­ние свя­тых.

Свя­тым мы от­да­ем по­чет не как бо­гам, а как лю­дям, на­шим зем­ным со­оте­че­ст­вен­ни­кам, ко­то­рые дос­тиг­ли ду­хов­ной вы­со­ты и со­вер­шен­ст­ва. Они дос­тиг­ли глав­ной це­ли хри­сти­ан­ской жиз­ни — еди­не­ние с Бо­гом, обо­же­ния, од­на­ко не по при­ро­де, а в бла­го­да­ти. До это­го при­зван и ка­ж­дый из нас. Свя­тые ду­хов­но тес­но бы­ли со­еди­не­ны ме­ж­ду со­бой и с Хри­стом, Ко­то­ро­му пол­но­стью по­свя­ти­ли свою жизнь, и еди­не­ния с Ко­то­рым ис­пы­та­ли уже здесь, на зем­ле, — кто в Та­ин­ст­ве Свя­той Ев­ха­ри­стии, кто в Ис­по­ве­ди вплоть до смер­ти.

В пер­вое вос­кре­се­нье по­сле Пя­ти­де­сят­ни­цы — дня ро­ж­де­ния Церк­ви Хри­сто­вой — мы мо­лит­вен­но по­чи­та­ли всех свя­тых, ко­то­рые из­веч­но уго­ди­ли Бо­гу. По­чи­тая свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их, мы, чле­ны Церк­ви зем­ной, под­твер­жда­ем мо­лит­вен­ное еди­не­ние с чле­на­ми Церк­ви не­бес­ной.

Кла­ня­ясь свя­тым, мы по­чи­та­ем Хри­ста, Ко­то­рый жи­вет в них. Пре­по­доб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов го­во­рил, что Хри­стос есть на­ча­ло, се­ре­ди­на и ко­нец ря­да свя­то­сти тех, кто про­сла­вил Его сво­ей жиз­нью и под­ви­га­ми. Он есть во всех — и в пер­вых, и в сред­них, и в по­след­них. Пре­по­доб­ный Си­ме­он срав­ни­ва­ет сонм свя­тых с це­пью, к ко­то­рой из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние при­сое­ди­ня­ют­ся все но­вые и но­вые под­виж­ни­ки. Те, кто из ро­да в род че­рез вы­пол­не­ние за­по­ве­дей ста­но­вят­ся свя­ты­ми, со­еди­ня­ют­ся с Хри­стом. Они оза­ря­ют­ся бла­го­да­тью Бо­жи­ей в при­час­тии и ста­но­вят­ся од­ной зо­ло­той це­пью, ка­ж­дое из ко­лец ко­то­рой яв­ля­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­но­стью, а с пре­ды­ду­щим со­еди­ня­ет­ся че­рез ве­ру, до­б­рые де­ла и лю­бовь. Зо­ло­тая цепь хри­сти­ан­ской свя­то­сти про­тя­ги­ва­ет­ся со вре­мен апо­столь­ских вплоть до на­ших дней.

Свя­тые бы­ли во все вре­ме­на, мно­го их, как тай­ных так и яв­ных, и се­го­дня сре­ди нас. Их мо­лит­ва­ми и за­ступ­ни­че­ст­вом пе­ред Бо­гом дер­жит­ся мир. Вспом­ни­те раз­го­вор пра­от­ца Ав­раа­ма с Бо­гом в дуб­ра­ве Мам­ре. Имен­но на­ли­чие пра­вед­ни­ков, хо­тя бы не­мно­гих, бы­ло га­ран­том безо­пас­но­сти и спа­се­ния для не­чес­ти­вых го­ро­дов Со­до­ма и Го­мор­ры, ибо ра­ди них Гос­подь был го­тов сбе­речь жизнь греш­ни­кам. По­это­му та­кая боль­шая за­слу­га свя­тых пе­ред Бо­гом, что ра­ди их мо­литв спа­са­ет­ся мир. Они яв­ля­ют­ся об­раз­цом для ис­прав­ле­ния жиз­ни тех, кто ос­ту­пил­ся, они яв­ля­ют­ся со­ве­стью об­ще­ст­ва, при­слу­шав­шись к ко­то­рой ка­ж­дый мо­жет стать на пра­виль­ный путь.

Пер­вы­ми свя­ты­ми Хри­сто­вой Церк­ви бы­ли не­смет­ные сон­мы свя­тых му­че­ни­ков, ко­то­рые ста­ли ос­но­вой и фун­да­мен­том Церк­ви. Очень извест­ным есть вы­ска­зы­ва­ние Тер­тул­лиа­на, что кровь му­че­ни­ков — это се­ме­на хри­сти­ан­ст­ва. Ис­по­вед­ни­ки, ко­то­рые по­стра­да­ли за Хри­ста, сра­зу по­сле сво­ей смер­ти ста­но­ви­лись объ­ек­том бла­го­го­вей­но­го че­ст­во­ва­ния ве­рую­щи­ми. К ним об­ра­ща­лись в мо­лит­ве, чув­ст­вуя с ни­ми жи­вую бла­го­дат­ную связь, как с те­ми, кто уже дос­тиг еди­не­ния с Хри­стом. На их гроб­ни­цах осу­ще­ст­в­ля­ли ли­тур­гию, что яв­ля­ет­ся сви­де­тель­ст­вом един­ст­ва Церк­ви зем­ной, к ко­то­рой вхо­дят жи­вые ее чле­ны, и Церк­ви не­бес­ной — к ко­то­рой вхо­дят про­слав­лен­ные Бо­гом свя­тые.

Се­го­дня офи­ци­аль­ное при­зна­ние Цер­ко­вью то­го или ино­го под­виж­ни­ка свя­тым, то есть при­чис­ле­ние его к сон­му свя­тых, на­зы­ва­ет­ся ка­но­ни­за­ци­ей. По­чи­та­ние то­го или дру­го­го свя­то­го не яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем ак­та ка­но­ни­за­ции. Ско­рее на­обо­рот, ка­но­ни­за­ция — это след­ст­вие все­на­род­но­го по­чи­та­ния свя­то­го.

Не толь­ко лю­ди про­слав­ля­ют свя­тых, но и Сам Бог да­ет ино­гда ви­ди­мое сви­де­тель­ст­во свя­то­сти то­го или дру­го­го ли­ца. Так, те­ла мно­гих свя­тых, во­пре­ки за­ко­нам при­ро­ды, ос­та­ют­ся не­тлен­ны­ми без при­ме­не­ния всяких ис­кус­ст­вен­ных средств в те­че­ние мно­гих ве­ков. В этом ка­ж­дый из нас мо­жет убе­дить­ся, прой­дя лавр­ски­ми пе­ще­ра­ми, где почива­ют свя­тые от­цы Кие­во-Пе­чер­ские.

Еще од­ним та­ким сви­де­тель­ст­вом яв­ля­ет­ся уни­каль­ный факт ми­ро­то­че­ния. Са­мый из­вес­ный из них — мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, ко­то­рые на­хо­дят­ся в италь­ян­ском го­ро­де Ба­ри и яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ком це­леб­но­го и аро­мат­но­го ми­ра. Ми­ро­то­чат гла­вы под­виж­ни­ков бла­го­чес­тия в пе­ще­рах Свя­той Лав­ры, мно­го­чис­лен­ные ико­ны свя­тых, про­слав­лен­ных Бо­гом и ува­жае­мых людь­ми.

Не­цер­ков­ным лю­дям бы­ва­ет тя­же­ло по­нять, за­чем мо­лить­ся свя­тым, ко­гда есть Хри­стос. Од­на­ко свя­тые — не обя­за­тель­ные по­сред­ни­ки ме­ж­ду на­ми и Хри­стом. Гос­подь Сам слы­шит на­ши прось­бы, мо­лит­вы, Он Сам зна­ет о на­ших по­треб­но­стях. Свя­тые — это, ско­рее, на­ши не­бес­ные дру­зья, ко­то­рые спо­соб­ны ус­лы­шать нас и по­мочь сво­ей мо­лит­вой. Че­рез них, бла­го­да­ря их мо­лит­вам и за­ступ­ни­че­ст­ву, Гос­подь яв­ля­ет боль­шую ми­лость к че­ло­ве­ку, ис­це­ляя ду­шев­ные и те­лес­ные бо­лез­ни, ино­гда не­из­ле­чи­мые, на­став­ля­ет и вра­зум­ля­ет нас.

Тот, кто не име­ет дру­зей на не­бе­сах, не спо­со­бен пра­виль­но вос­при­нять то бла­го­го­вей­ное по­чи­та­ние, ко­то­рым бы­ли ок­ру­же­ны свя­тые в Пра­во­слав­ной Церк­ви. Тот, кто не по­чи­та­ет свя­тых, ока­зы­ва­ет­ся ото­рван­ным от зо­ло­той це­поч­ки свя­то­сти, ко­то­рая из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние про­тя­ги­ва­ет­ся к нам от Са­мо­го Хри­ста, Его Пре­чис­той Ма­те­ри и свя­тых апо­сто­лов. По­это­му хри­сти­ан­ская об­щи­на, ко­то­рая от­ры­ва­ет­ся от этой це­поч­ки, не мо­жет быть пол­но­цен­ной Цер­ко­вью, по­сколь­ку Цер­ковь не­бес­ная и Цер­ковь зем­ная бы­ла свя­за­на ме­ж­ду со­бой не­раз­ры­вно и пред­став­ля­ет со­бой един­ст­вен­ное Те­ло Хри­сто­во, чле­на­ми, кле­точ­ка­ми ко­то­ро­го яв­ля­ем­ся все мы. Ото­рвав­шись от не­ба — от Бо­жи­ей Ма­те­ри и свя­тых, Цер­ковь пре­вра­ща­ет­ся в су­гу­бо зем­ную ор­га­ни­за­цию, и пе­ре­ста­ет быть мис­ти­че­ским те­лом Хри­сто­вим, ко­то­рое объ­е­ди­ня­ет жи­вых и ушед­ших, свя­тых и греш­ни­ков.

По­это­му бу­дем все­гда про­сить свя­тых угод­ни­ков, чтоб они ук­ре­пи­ли нас в ве­ре, нау­чи­ли жить доб­ро­по­ря­доч­но и по­мог­ли нам спа­стись. Аминь.

2004 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru