Память Всех Святых (Неделя 1-я по Пятидесятнице)
Почитание святых и молитвенное обращение к ним является одной из самых давних традиций Церкви, которая сохраняется еще с апостольских времен. Есть несправедливые обвинения в адрес Церкви, якобы она поклоняется людям наравне с Богом, нарушая заповедь Господнюю: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Втор. 6, 13; Мф. 4, 10). Православное богословие четко различает служение Богу и почитание святых.
Святым мы отдаем почет не как богам, а как людям, нашим земным соотечественникам, которые достигли духовной высоты и совершенства. Они достигли главной цели христианской жизни — единение с Богом, обожения, однако не по природе, а в благодати. До этого призван и каждый из нас. Святые духовно тесно были соединены между собой и с Христом, Которому полностью посвятили свою жизнь, и единения с Которым испытали уже здесь, на земле, — кто в Таинстве Святой Евхаристии, кто в Исповеди вплоть до смерти.
В первое воскресенье после Пятидесятницы — дня рождения Церкви Христовой — мы молитвенно почитали всех святых, которые извечно угодили Богу. Почитая святых угодников Божиих, мы, члены Церкви земной, подтверждаем молитвенное единение с членами Церкви небесной.
Кланяясь святым, мы почитаем Христа, Который живет в них. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что Христос есть начало, середина и конец ряда святости тех, кто прославил Его своей жизнью и подвигами. Он есть во всех — и в первых, и в средних, и в последних. Преподобный Симеон сравнивает сонм святых с цепью, к которой из поколения в поколение присоединяются все новые и новые подвижники. Те, кто из рода в род через выполнение заповедей становятся святыми, соединяются с Христом. Они озаряются благодатью Божией в причастии и становятся одной золотой цепью, каждое из колец которой является индивидуальностью, а с предыдущим соединяется через веру, добрые дела и любовь. Золотая цепь христианской святости протягивается со времен апостольских вплоть до наших дней.
Святые были во все времена, много их, как тайных так и явных, и сегодня среди нас. Их молитвами и заступничеством перед Богом держится мир. Вспомните разговор праотца Авраама с Богом в дубраве Мамре. Именно наличие праведников, хотя бы немногих, было гарантом безопасности и спасения для нечестивых городов Содома и Гоморры, ибо ради них Господь был готов сберечь жизнь грешникам. Поэтому такая большая заслуга святых перед Богом, что ради их молитв спасается мир. Они являются образцом для исправления жизни тех, кто оступился, они являются совестью общества, прислушавшись к которой каждый может стать на правильный путь.
Первыми святыми Христовой Церкви были несметные сонмы святых мучеников, которые стали основой и фундаментом Церкви. Очень известным есть высказывание Тертуллиана, что кровь мучеников — это семена христианства. Исповедники, которые пострадали за Христа, сразу после своей смерти становились объектом благоговейного чествования верующими. К ним обращались в молитве, чувствуя с ними живую благодатную связь, как с теми, кто уже достиг единения с Христом. На их гробницах осуществляли литургию, что является свидетельством единства Церкви земной, к которой входят живые ее члены, и Церкви небесной — к которой входят прославленные Богом святые.
Сегодня официальное признание Церковью того или иного подвижника святым, то есть причисление его к сонму святых, называется канонизацией. Почитание того или другого святого не является следствием акта канонизации. Скорее наоборот, канонизация — это следствие всенародного почитания святого.
Не только люди прославляют святых, но и Сам Бог дает иногда видимое свидетельство святости того или другого лица. Так, тела многих святых, вопреки законам природы, остаются нетленными без применения всяких искусственных средств в течение многих веков. В этом каждый из нас может убедиться, пройдя лаврскими пещерами, где почивают святые отцы Киево-Печерские.
Еще одним таким свидетельством является уникальный факт мироточения. Самый извесный из них — мощи святителя Николая, которые находятся в итальянском городе Бари и являются источником целебного и ароматного мира. Мироточат главы подвижников благочестия в пещерах Святой Лавры, многочисленные иконы святых, прославленных Богом и уважаемых людьми.
Нецерковным людям бывает тяжело понять, зачем молиться святым, когда есть Христос. Однако святые — не обязательные посредники между нами и Христом. Господь Сам слышит наши просьбы, молитвы, Он Сам знает о наших потребностях. Святые — это, скорее, наши небесные друзья, которые способны услышать нас и помочь своей молитвой. Через них, благодаря их молитвам и заступничеству, Господь являет большую милость к человеку, исцеляя душевные и телесные болезни, иногда неизлечимые, наставляет и вразумляет нас.
Тот, кто не имеет друзей на небесах, не способен правильно воспринять то благоговейное почитание, которым были окружены святые в Православной Церкви. Тот, кто не почитает святых, оказывается оторванным от золотой цепочки святости, которая из поколения в поколение протягивается к нам от Самого Христа, Его Пречистой Матери и святых апостолов. Поэтому христианская община, которая отрывается от этой цепочки, не может быть полноценной Церковью, поскольку Церковь небесная и Церковь земная была связана между собой неразрывно и представляет собой единственное Тело Христово, членами, клеточками которого являемся все мы. Оторвавшись от неба — от Божией Матери и святых, Церковь превращается в сугубо земную организацию, и перестает быть мистическим телом Христовим, которое объединяет живых и ушедших, святых и грешников.
Поэтому будем всегда просить святых угодников, чтоб они укрепили нас в вере, научили жить добропорядочно и помогли нам спастись. Аминь.
2004 г.
← Наши святые соотечественники (Неделя 2-я по Пятидесятнице) | Прощение (Прощеное воскресение) → |
---|
Церковные Таинства
— "Пустите детей приходить ко Мне", — говорит Господь (Мк. 10, 14). |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Слово "катихизис" — греческое. В переводе оно означает "устно наставлять" кого-нибудь в каком-то учении. Именно в таком значении употребляется это слово в Новом Завете. Слово "катихизис" употребляет апостол Лука в оригинале своего Евангелия. "Чтобы ты узнал, — обращается он к своему ученику Феофилу, — твердое основание того учения, в котором был наставлен" (Лк. 1, 4). |
Подробнее ... |