Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский) (па­мять 25 января/7 фев­ра­ля)

7 фев­ра­ля 1918 го­да, все­го в не­сколь­ких ша­гах от стен Свя­той Пе­чер­ской Лав­ры, про­ли­лась кровь му­че­ни­ка — пер­во­го на зем­ле Ук­раи­ны му­че­ни­ка за ве­ру Хри­сто­ву но­вей­ше­го вре­ме­ни. Та зим­няя ночь в на­ча­ле XX ве­ка от­кры­ла в ис­то­рии на­шей Церк­ви но­вую стра­ни­цу, щед­ро ис­пещ­рен­ную сот­ня­ми ты­сяч, а воз­мож­но и мил­лио­на­ми имен тех, кто жиз­нью за­сви­де­тель­ст­во­вал свою вер­ность Хри­сту и Его Свя­той Церк­ви. Пер­вым в этом бес­ко­неч­ном пе­реч­не сто­ит вы­даю­щий­ся ие­рарх Пра­во­слав­ной Церк­ви и бо­го­слов, свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский), ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и Га­лиц­кий.

Хри­стиа­не все­гда, с пер­вых ве­ков хри­сти­ан­ст­ва, с осо­бен­ным бла­го­го­ве­ни­ем че­ст­во­ва­ли па­мять свя­тых му­че­ни­ков, ко­то­рые сво­ей кро­вью за­сви­де­тель­ст­во­ва­ли вер­ность Бо­гу и Его Свя­той Церк­ви. Это про­ис­хо­ди­ло то­гда, ко­гда не­на­висть к по­сле­до­ва­те­лям Хри­ста Спа­си­те­ля, о чем Он и Сам пре­ду­пре­ж­дал сво­их уче­ни­ков, до­хо­ди­ла до от­кры­тых го­не­ний: «И бу­де­те не­на­ви­ди­мы все­ми за имя Мое», — ска­зал Гос­подь (Мф. 10, 22).

Для Пра­во­слав­ной Церк­ви на ук­ра­ин­ской зем­ле вре­ме­нем не­ви­дан­ных го­не­ний ве­ры Хри­сто­вой стал XX век. Взгляд на не­го как на тра­ги­че­ский, с че­ло­ве­че­ской точ­ки зре­ния, впол­не оп­рав­дан. Од­на­ко с точ­ки зре­ния цер­ков­ной и ре­ли­ги­оз­ной, этот пе­ри­од, как это не па­ра­док­саль­но, есть вре­ме­нем ве­ли­кой сла­вы и тор­же­ст­ва. Звез­да­ми свет­лы­ми, ко­то­рые све­том сво­их под­ви­гов из­ве­ща­ют яв­ле­ние Солн­ца — Хри­ста, име­ну­ет Цер­ковь свя­тых му­че­ни­ков, ко­то­рые соз­на­тель­но шли на смерть ра­ди жиз­ни веч­ной.

Так, свя­той му­че­ник Иг­на­тий Бо­го­но­сец, ко­то­рый по­стра­дал в 107 го­ду, зная о сво­ей не­ми­нуе­мом уча­сти и соз­на­тель­но идя ис­по­ве­до­вать пе­ред языч­ни­ка­ми ис­тин­ную ве­ру, пи­сал хри­стиа­нам Рим­ской Церк­ви: «Я пше­ни­ца Бо­жия: пусть пе­ре­ме­лют ме­ня зу­бы зве­рей, что­бы я стал чис­тым хле­бом Хри­сто­вым». Пер­вым ко­лос­ком на­шей Церк­ви, ко­то­рый сре­зал серп крас­но­го во­ин­ст­вен­но­го без­бо­жия, стал свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский) — вто­рой Вла­ди­мир-кре­сти­тель по­сле ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го рав­но­апо­столь­но­го кня­зя. Его му­че­ни­че­ской кон­чи­ной на­ча­лась эпо­ха Кре­ще­ния Ру­си кро­вью, длин­ный пе­ри­од го­не­ний на Цер­ковь, во вре­мя ко­то­ро­го ве­ли­кое чис­ло кли­ри­ков и ми­рян при­ня­ли вен­цы му­че­ни­ков, под­твер­ждая свою вер­ность Хри­сту да­же до смер­ти (Откр. 12, 11).

На древ­нюю ка­фед­ру Ки­ев­ских пер­во­свя­ти­те­лей ми­тро­по­лит Вла­ди­мир всту­пил в 1915 го­ду. Ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот 1917 го­да вы­зы­вал не­уря­ди­цу и в цер­ков­ной жиз­ни Ук­раи­ны. Епар­хи­аль­ный съезд кли­ра и ми­рян, ко­то­рый про­хо­дил в то вре­мя в Кие­ве, об­ра­зо­вал са­мо­чин­ное цер­ков­ное ру­ко­во­дство. Вы­сту­пая про­тив пе­ре­уст­рой­ст­ва жиз­ни епар­хии и не­ка­но­нич­ных дей­ст­вий, на­прав­лен­ных на об­ра­зо­ва­ние ав­то­ке­фа­лии, ми­тро­по­лит Вла­ди­мир при­зы­вал пас­ты­рей и па­ст­ву от­бро­сить вра­ж­ду и не до­пус­тить рас­ко­ла, со­хра­нять Цер­ковь от ре­во­лю­ци­он­ной эй­фо­рии и из­бы­точ­ной по­ли­ти­за­ции, в един­ст­ве и чис­то­те Пра­во­сла­вия.

С на­ча­лом гра­ж­дан­ской вой­ны, осо­бен­но по­сле за­хва­та Кие­ва боль­ше­ви­ка­ми, на­ча­лись не­ви­дан­ные до той по­ры гра­бе­жи и на­си­лия, ко­то­рые со­про­во­ж­да­лись ра­зо­ре­ни­ем мо­на­сты­рей и хра­мов, по­ру­га­ни­ем свя­тынь Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры.

25 ян­ва­ря, а по но­во­му сти­лю 7 фев­ра­ля, 1918 го­да воо­ру­жен­ные лю­ди во­рва­лись в по­кои ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра и по­сле из­де­ва­тельств вы­ве­ли вла­ды­ку за сте­ны Лав­ры и рас­стре­ля­ли. Пе­ред смер­тью ар­хи­пас­тырь по­мо­лил­ся, бла­го­сло­вил сво­их убийц и ска­зал: «Пусть про­стит вас Гос­подь». Най­ден­ное бра­ти­ей те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка, бы­ло обез­обра­же­но ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом ко­ло­тых и ог­не­стрель­ных ран. По­хо­ро­ни­ли ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра в Кре­сто­воз­дви­жен­ском хра­ме, что на тер­ри­то­рии Ближ­них пе­щер Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. А в сон­ме свя­тых его про­сла­ви­ли ле­том 1992 го­да. В том же го­ду бы­ли от­кры­ты для по­кло­не­ния и че­ст­ные мо­щи свя­ти­те­ля, ко­то­рые сей­час по­чи­ва­ют в Бла­го­ве­щен­ском хра­ме Даль­них пе­щер.

При­мер му­че­ни­ков чрез­вы­чай­но ва­жен для со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый, ча­ще все­го, стал­ки­ва­ет­ся с по­роч­ны­ми пред­став­ле­ния­ми о жиз­ни. Этот при­мер по­мо­га­ет по­стичь оче­вид­ную ис­ти­ну: ка­кой бы цен­ной ни бы­ла на­ша зем­ная жизнь, во вся­ком слу­чае, она не цен­нее веч­но­сти. Ус­пех борь­бы со злом из­ме­ря­ет­ся не внеш­ней по­бе­дой и не ма­те­ри­аль­ным ре­зуль­та­том, а стоя­ни­ем в ис­ти­не до кон­ца: «Пре­тер­пев­ший же до кон­ца спа­сет­ся», — го­во­рит Гос­подь (Мк. 13, 13).

Мы все яс­нее и яс­нее осоз­на­ем, что не­дав­нее про­шлое бы­ло вре­ме­нем не толь­ко мас­со­вой ги­бе­ли не­вин­ных лю­дей, не толь­ко бо­го­бор­че­ст­ва и бо­го­от­ступ­ни­че­ст­ва, но и вре­ме­нем наи­выс­ше­го, свет­ло­го, по­бе­ж­даю­ще­го смерть му­че­ни­че­ско­го под­ви­га, ко­то­рый по сво­ему зна­че­нию мож­но срав­нить лишь с про­по­вед­ни­че­ст­вом пер­вых хри­сти­ан.

Но­во­му­че­ни­ки за ве­ру Хри­сто­ву и се­го­дня про­по­ве­ду­ют Ис­ти­ну Еван­ге­лия пе­ред на­шим се­ку­ляр­ным об­ще­ст­вом. Об­ще­ст­вом, в ко­то­ром мы ви­дим мо­раль­ное об­ни­ща­ние, ду­хов­ное опус­то­ше­ние, раз­рыв се­мей­ных и со­ци­аль­ных свя­зей, слу­же­ние идо­лам эго­из­ма, бо­гат­ст­ва, гор­до­сти, ком­фор­та и все­доз­во­лен­но­сти. Имен­но се­го­дня чрез­вы­чай­но важ­ным яв­ля­ет­ся жи­вое сви­де­тель­ст­во об Ис­ти­не, го­тов­ность пой­ти про­тив об­ще­при­ня­тых взгля­дов, про­тив лу­кав­ст­ва ве­ка это­го, про­тив зла, что кро­ет­ся под мас­кой до­б­ра.

Про­слав­ляя му­че­ни­ков, мы со­зер­ца­ем Бо­же­ст­вен­ную лю­бовь, ко­то­рая не по­зво­ля­ет нам до кон­ца уто­нуть в гре­хов­ной тьме. Мы бла­го­го­ве­ем пе­ред сон­мом му­че­ни­ков, стра­сто­терп­цев, ис­по­вед­ни­ков, ко­то­рые пред­сто­ят пе­ред Пре­сто­лом Бо­жи­им и мо­лят­ся о на­шем мно­го­стра­даль­ном на­ро­де, о на­шей Ук­раи­не.

Их мо­лит­ва­ми, мо­лит­ва­ми пер­во­му­че­ни­ка на­ше­го вре­ме­ни, свя­ти­те­ля Вла­ди­ми­ра, пусть Гос­подь ук­ре­пит нас в ве­ре и не­се­нии сво­его жиз­нен­но­го кре­ста. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Действительно, на книжных полках наших храмов православная литература на украинском языке составляет небольшой процент. Но то же самое можно увидеть и на полках книжных магазинов.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru