Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский) (па­мять 25 января/7 фев­ра­ля)

7 фев­ра­ля 1918 го­да, все­го в не­сколь­ких ша­гах от стен Свя­той Пе­чер­ской Лав­ры, про­ли­лась кровь му­че­ни­ка — пер­во­го на зем­ле Ук­раи­ны му­че­ни­ка за ве­ру Хри­сто­ву но­вей­ше­го вре­ме­ни. Та зим­няя ночь в на­ча­ле XX ве­ка от­кры­ла в ис­то­рии на­шей Церк­ви но­вую стра­ни­цу, щед­ро ис­пещ­рен­ную сот­ня­ми ты­сяч, а воз­мож­но и мил­лио­на­ми имен тех, кто жиз­нью за­сви­де­тель­ст­во­вал свою вер­ность Хри­сту и Его Свя­той Церк­ви. Пер­вым в этом бес­ко­неч­ном пе­реч­не сто­ит вы­даю­щий­ся ие­рарх Пра­во­слав­ной Церк­ви и бо­го­слов, свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский), ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и Га­лиц­кий.

Хри­стиа­не все­гда, с пер­вых ве­ков хри­сти­ан­ст­ва, с осо­бен­ным бла­го­го­ве­ни­ем че­ст­во­ва­ли па­мять свя­тых му­че­ни­ков, ко­то­рые сво­ей кро­вью за­сви­де­тель­ст­во­ва­ли вер­ность Бо­гу и Его Свя­той Церк­ви. Это про­ис­хо­ди­ло то­гда, ко­гда не­на­висть к по­сле­до­ва­те­лям Хри­ста Спа­си­те­ля, о чем Он и Сам пре­ду­пре­ж­дал сво­их уче­ни­ков, до­хо­ди­ла до от­кры­тых го­не­ний: «И бу­де­те не­на­ви­ди­мы все­ми за имя Мое», — ска­зал Гос­подь (Мф. 10, 22).

Для Пра­во­слав­ной Церк­ви на ук­ра­ин­ской зем­ле вре­ме­нем не­ви­дан­ных го­не­ний ве­ры Хри­сто­вой стал XX век. Взгляд на не­го как на тра­ги­че­ский, с че­ло­ве­че­ской точ­ки зре­ния, впол­не оп­рав­дан. Од­на­ко с точ­ки зре­ния цер­ков­ной и ре­ли­ги­оз­ной, этот пе­ри­од, как это не па­ра­док­саль­но, есть вре­ме­нем ве­ли­кой сла­вы и тор­же­ст­ва. Звез­да­ми свет­лы­ми, ко­то­рые све­том сво­их под­ви­гов из­ве­ща­ют яв­ле­ние Солн­ца — Хри­ста, име­ну­ет Цер­ковь свя­тых му­че­ни­ков, ко­то­рые соз­на­тель­но шли на смерть ра­ди жиз­ни веч­ной.

Так, свя­той му­че­ник Иг­на­тий Бо­го­но­сец, ко­то­рый по­стра­дал в 107 го­ду, зная о сво­ей не­ми­нуе­мом уча­сти и соз­на­тель­но идя ис­по­ве­до­вать пе­ред языч­ни­ка­ми ис­тин­ную ве­ру, пи­сал хри­стиа­нам Рим­ской Церк­ви: «Я пше­ни­ца Бо­жия: пусть пе­ре­ме­лют ме­ня зу­бы зве­рей, что­бы я стал чис­тым хле­бом Хри­сто­вым». Пер­вым ко­лос­ком на­шей Церк­ви, ко­то­рый сре­зал серп крас­но­го во­ин­ст­вен­но­го без­бо­жия, стал свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский) — вто­рой Вла­ди­мир-кре­сти­тель по­сле ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го рав­но­апо­столь­но­го кня­зя. Его му­че­ни­че­ской кон­чи­ной на­ча­лась эпо­ха Кре­ще­ния Ру­си кро­вью, длин­ный пе­ри­од го­не­ний на Цер­ковь, во вре­мя ко­то­ро­го ве­ли­кое чис­ло кли­ри­ков и ми­рян при­ня­ли вен­цы му­че­ни­ков, под­твер­ждая свою вер­ность Хри­сту да­же до смер­ти (Откр. 12, 11).

На древ­нюю ка­фед­ру Ки­ев­ских пер­во­свя­ти­те­лей ми­тро­по­лит Вла­ди­мир всту­пил в 1915 го­ду. Ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот 1917 го­да вы­зы­вал не­уря­ди­цу и в цер­ков­ной жиз­ни Ук­раи­ны. Епар­хи­аль­ный съезд кли­ра и ми­рян, ко­то­рый про­хо­дил в то вре­мя в Кие­ве, об­ра­зо­вал са­мо­чин­ное цер­ков­ное ру­ко­во­дство. Вы­сту­пая про­тив пе­ре­уст­рой­ст­ва жиз­ни епар­хии и не­ка­но­нич­ных дей­ст­вий, на­прав­лен­ных на об­ра­зо­ва­ние ав­то­ке­фа­лии, ми­тро­по­лит Вла­ди­мир при­зы­вал пас­ты­рей и па­ст­ву от­бро­сить вра­ж­ду и не до­пус­тить рас­ко­ла, со­хра­нять Цер­ковь от ре­во­лю­ци­он­ной эй­фо­рии и из­бы­точ­ной по­ли­ти­за­ции, в един­ст­ве и чис­то­те Пра­во­сла­вия.

С на­ча­лом гра­ж­дан­ской вой­ны, осо­бен­но по­сле за­хва­та Кие­ва боль­ше­ви­ка­ми, на­ча­лись не­ви­дан­ные до той по­ры гра­бе­жи и на­си­лия, ко­то­рые со­про­во­ж­да­лись ра­зо­ре­ни­ем мо­на­сты­рей и хра­мов, по­ру­га­ни­ем свя­тынь Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры.

25 ян­ва­ря, а по но­во­му сти­лю 7 фев­ра­ля, 1918 го­да воо­ру­жен­ные лю­ди во­рва­лись в по­кои ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра и по­сле из­де­ва­тельств вы­ве­ли вла­ды­ку за сте­ны Лав­ры и рас­стре­ля­ли. Пе­ред смер­тью ар­хи­пас­тырь по­мо­лил­ся, бла­го­сло­вил сво­их убийц и ска­зал: «Пусть про­стит вас Гос­подь». Най­ден­ное бра­ти­ей те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка, бы­ло обез­обра­же­но ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом ко­ло­тых и ог­не­стрель­ных ран. По­хо­ро­ни­ли ми­тро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра в Кре­сто­воз­дви­жен­ском хра­ме, что на тер­ри­то­рии Ближ­них пе­щер Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. А в сон­ме свя­тых его про­сла­ви­ли ле­том 1992 го­да. В том же го­ду бы­ли от­кры­ты для по­кло­не­ния и че­ст­ные мо­щи свя­ти­те­ля, ко­то­рые сей­час по­чи­ва­ют в Бла­го­ве­щен­ском хра­ме Даль­них пе­щер.

При­мер му­че­ни­ков чрез­вы­чай­но ва­жен для со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый, ча­ще все­го, стал­ки­ва­ет­ся с по­роч­ны­ми пред­став­ле­ния­ми о жиз­ни. Этот при­мер по­мо­га­ет по­стичь оче­вид­ную ис­ти­ну: ка­кой бы цен­ной ни бы­ла на­ша зем­ная жизнь, во вся­ком слу­чае, она не цен­нее веч­но­сти. Ус­пех борь­бы со злом из­ме­ря­ет­ся не внеш­ней по­бе­дой и не ма­те­ри­аль­ным ре­зуль­та­том, а стоя­ни­ем в ис­ти­не до кон­ца: «Пре­тер­пев­ший же до кон­ца спа­сет­ся», — го­во­рит Гос­подь (Мк. 13, 13).

Мы все яс­нее и яс­нее осоз­на­ем, что не­дав­нее про­шлое бы­ло вре­ме­нем не толь­ко мас­со­вой ги­бе­ли не­вин­ных лю­дей, не толь­ко бо­го­бор­че­ст­ва и бо­го­от­ступ­ни­че­ст­ва, но и вре­ме­нем наи­выс­ше­го, свет­ло­го, по­бе­ж­даю­ще­го смерть му­че­ни­че­ско­го под­ви­га, ко­то­рый по сво­ему зна­че­нию мож­но срав­нить лишь с про­по­вед­ни­че­ст­вом пер­вых хри­сти­ан.

Но­во­му­че­ни­ки за ве­ру Хри­сто­ву и се­го­дня про­по­ве­ду­ют Ис­ти­ну Еван­ге­лия пе­ред на­шим се­ку­ляр­ным об­ще­ст­вом. Об­ще­ст­вом, в ко­то­ром мы ви­дим мо­раль­ное об­ни­ща­ние, ду­хов­ное опус­то­ше­ние, раз­рыв се­мей­ных и со­ци­аль­ных свя­зей, слу­же­ние идо­лам эго­из­ма, бо­гат­ст­ва, гор­до­сти, ком­фор­та и все­доз­во­лен­но­сти. Имен­но се­го­дня чрез­вы­чай­но важ­ным яв­ля­ет­ся жи­вое сви­де­тель­ст­во об Ис­ти­не, го­тов­ность пой­ти про­тив об­ще­при­ня­тых взгля­дов, про­тив лу­кав­ст­ва ве­ка это­го, про­тив зла, что кро­ет­ся под мас­кой до­б­ра.

Про­слав­ляя му­че­ни­ков, мы со­зер­ца­ем Бо­же­ст­вен­ную лю­бовь, ко­то­рая не по­зво­ля­ет нам до кон­ца уто­нуть в гре­хов­ной тьме. Мы бла­го­го­ве­ем пе­ред сон­мом му­че­ни­ков, стра­сто­терп­цев, ис­по­вед­ни­ков, ко­то­рые пред­сто­ят пе­ред Пре­сто­лом Бо­жи­им и мо­лят­ся о на­шем мно­го­стра­даль­ном на­ро­де, о на­шей Ук­раи­не.

Их мо­лит­ва­ми, мо­лит­ва­ми пер­во­му­че­ни­ка на­ше­го вре­ме­ни, свя­ти­те­ля Вла­ди­ми­ра, пусть Гос­подь ук­ре­пит нас в ве­ре и не­се­нии сво­его жиз­нен­но­го кре­ста. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru