Священномученик Владимир (Богоявленский) (память 25 января/7 февраля)
7 февраля 1918 года, всего в нескольких шагах от стен Святой Печерской Лавры, пролилась кровь мученика — первого на земле Украины мученика за веру Христову новейшего времени. Та зимняя ночь в начале XX века открыла в истории нашей Церкви новую страницу, щедро испещренную сотнями тысяч, а возможно и миллионами имен тех, кто жизнью засвидетельствовал свою верность Христу и Его Святой Церкви. Первым в этом бесконечном перечне стоит выдающийся иерарх Православной Церкви и богослов, священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.
Христиане всегда, с первых веков христианства, с особенным благоговением чествовали память святых мучеников, которые своей кровью засвидетельствовали верность Богу и Его Святой Церкви. Это происходило тогда, когда ненависть к последователям Христа Спасителя, о чем Он и Сам предупреждал своих учеников, доходила до открытых гонений: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — сказал Господь (Мф. 10, 22).
Для Православной Церкви на украинской земле временем невиданных гонений веры Христовой стал XX век. Взгляд на него как на трагический, с человеческой точки зрения, вполне оправдан. Однако с точки зрения церковной и религиозной, этот период, как это не парадоксально, есть временем великой славы и торжества. Звездами светлыми, которые светом своих подвигов извещают явление Солнца — Христа, именует Церковь святых мучеников, которые сознательно шли на смерть ради жизни вечной.
Так, святой мученик Игнатий Богоносец, который пострадал в 107 году, зная о своей неминуемом участи и сознательно идя исповедовать перед язычниками истинную веру, писал христианам Римской Церкви: «Я пшеница Божия: пусть перемелют меня зубы зверей, чтобы я стал чистым хлебом Христовым». Первым колоском нашей Церкви, который срезал серп красного воинственного безбожия, стал священномученик Владимир (Богоявленский) — второй Владимир-креститель после великого Киевского равноапостольного князя. Его мученической кончиной началась эпоха Крещения Руси кровью, длинный период гонений на Церковь, во время которого великое число клириков и мирян приняли венцы мучеников, подтверждая свою верность Христу даже до смерти (Откр. 12, 11).
На древнюю кафедру Киевских первосвятителей митрополит Владимир вступил в 1915 году. Октябрьский переворот 1917 года вызывал неурядицу и в церковной жизни Украины. Епархиальный съезд клира и мирян, который проходил в то время в Киеве, образовал самочинное церковное руководство. Выступая против переустройства жизни епархии и неканоничных действий, направленных на образование автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и паству отбросить вражду и не допустить раскола, сохранять Церковь от революционной эйфории и избыточной политизации, в единстве и чистоте Православия.
С началом гражданской войны, особенно после захвата Киева большевиками, начались невиданные до той поры грабежи и насилия, которые сопровождались разорением монастырей и храмов, поруганием святынь Киево-Печерской Лавры.
25 января, а по новому стилю 7 февраля, 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств вывели владыку за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь помолился, благословил своих убийц и сказал: «Пусть простит вас Господь». Найденное братией тело священномученика, было обезображено огромным количеством колотых и огнестрельных ран. Похоронили митрополита Владимира в Крестовоздвиженском храме, что на территории Ближних пещер Киево-Печерской Лавры. А в сонме святых его прославили летом 1992 года. В том же году были открыты для поклонения и честные мощи святителя, которые сейчас почивают в Благовещенском храме Дальних пещер.
Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, который, чаще всего, сталкивается с порочными представлениями о жизни. Этот пример помогает постичь очевидную истину: какой бы ценной ни была наша земная жизнь, во всяком случае, она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется», — говорит Господь (Мк. 13, 13).
Мы все яснее и яснее осознаем, что недавнее прошлое было временем не только массовой гибели невинных людей, не только богоборчества и богоотступничества, но и временем наивысшего, светлого, побеждающего смерть мученического подвига, который по своему значению можно сравнить лишь с проповедничеством первых христиан.
Новомученики за веру Христову и сегодня проповедуют Истину Евангелия перед нашим секулярным обществом. Обществом, в котором мы видим моральное обнищание, духовное опустошение, разрыв семейных и социальных связей, служение идолам эгоизма, богатства, гордости, комфорта и вседозволенности. Именно сегодня чрезвычайно важным является живое свидетельство об Истине, готовность пойти против общепринятых взглядов, против лукавства века этого, против зла, что кроется под маской добра.
Прославляя мучеников, мы созерцаем Божественную любовь, которая не позволяет нам до конца утонуть в греховной тьме. Мы благоговеем перед сонмом мучеников, страстотерпцев, исповедников, которые предстоят перед Престолом Божиим и молятся о нашем многострадальном народе, о нашей Украине.
Их молитвами, молитвами первомученика нашего времени, святителя Владимира, пусть Господь укрепит нас в вере и несении своего жизненного креста. Аминь.
2005 г.
Святой Серафим (слово на презентации сборника, посвященного 100-летию прославленного прп. Серафима Саровского) → |
---|
Церковные Таинства
— От того, кто приходит к Таинству Крещения в сознательном возрасте, нужны, в первую очередь, вера и покаяние. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Действительно, на книжных полках наших храмов православная литература на украинском языке составляет небольшой процент. Но то же самое можно увидеть и на полках книжных магазинов. |
Подробнее ... |