Святой Серафим (слово на презентации сборника, посвященного 100-летию прославленного прп. Серафима Саровского)
Преподобный Серафим Саровский — один из самых выдающихся святых нашей земли, который отобразил в своем жизненном подвиге евангельский образ настоящего христианства, «в духе и истине» (Ин. 4, 24). Он не только достиг личного спасения и святости, не только «сотворил и научил» (Мф. 5, 19), то есть выполнил заповеди Господние и научил спасению людей, которые обращались к нему за духовной помощью и сподобились получить установки и утешение, но и принес миру откровения о самой цели человеческой жизни.
Над этой важной онтологической проблемой трудились великие мыслители, ей посвятили научные трактаты выдающиеся теологи. В православной антропологии имеется немало глубоких богословских исследований, что раскрывают смысл этого феномена во всей его многогранности. Но лишь Серафим, смиренный инок из Сарова, сумел выразить его суть в такой простой и гениальной формуле: «Целью христианской жизни является стяжание Святого Духа». Действительно, христианские добродетели: надежда, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23), — все это плоды действия Духа Святого, плоды, что выросли на лозе, которой является Сам Господь (Ин. 15, 5).
То, над чем рассуждали и не могли логически обосновать мудрые мужи, открылось «убогому Серафиму», потому что «немудрое Божие премудрее человеков» (1 Кор. 1, 25). С тех пор учение преподобного о спасении стало духовной аксиомой, ключом к осмыслению таинства человеческого бытия в Домостроительстве Бога, Которого в Троице воспеваем и Которому поклоняемся.
Миновало сто лет со дня канонизации преподобного Серафима. За это время провозглашенный им христианский идеал нашего народа подвергся невиданным нападениям. Он, казалось, навечно был сожжен огнем революции, потоплен в крови гражданской и двух мировых войн, уничтожен в мясорубке большевистского террора, коллективизации, «чисток», голодомора. Его заковывали в кандалы ГУЛАГа, расстреливали, топили в грязи коммунистического лицемерия. У нашего народа пытались отобрать главное, что есть «на потребу» — православную веру. Сам носитель и выразитель этого идеала преподобный Серафим был отобран у народа — его мощи были забраны и след их, казалось, исчез навсегда. Однако святой старец, как он и предрекал, воскрес. Чудотворные мощи его были найдены и перенесены в Дивеевскую обитель — четвертый, после Афона, Иверии и Киево-Печерской Лавры удел Божией Матери на земле. Среди лета запели Пасху...
Воскрес и духовный идеал спасения, воскресла сама душа нашего народа, который опять возвращается к своим духовным истокам.
2004 г.
← Священномученик Владимир (Богоявленский) (память 25 января/7 февраля) | Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (память 19 июля/ 1 августа) → |
---|
Церковные Таинства
— Благодатью называется спасительное действие на людей Святого Духа, Который находится в Церкви со дня Пятидесятницы. Она сходит через любовь Бога Отца ради искупительных заслуг Сына Божия Иисуса Христа, Его ходатайством. Божественная благодать необходима на всех ступенях духовной жизни человека: она начинает (предупреждающая благодать или побуждающая), продолжает и завершает наше спасение. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Церковь — это собрание верующих во Христа. Церковь — это место особенного присутствия благодати Божией. В Церкви совершаются Таинства и звучит молитва. |
Подробнее ... |