Свя­той Се­ра­фим (сло­во на пре­зен­та­ции сбор­ни­ка, по­свя­щен­но­го 100-ле­тию про­слав­лен­но­го прп. Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го)

Пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский — один из са­мых вы­даю­щих­ся свя­тых на­шей зем­ли, ко­то­рый ото­бра­зил в сво­ем жиз­нен­ном под­ви­ге еван­гель­ский об­раз на­стоя­ще­го хри­сти­ан­ст­ва, «в ду­хе и ис­ти­не» (Ин. 4, 24). Он не толь­ко дос­тиг лич­но­го спа­се­ния и свя­то­сти, не толь­ко «со­тво­рил и нау­чил» (Мф. 5, 19), то есть вы­пол­нил за­по­ве­ди Гос­под­ние и нау­чил спа­се­нию лю­дей, ко­то­рые об­ра­ща­лись к не­му за ду­хов­ной по­мо­щью и спо­до­би­лись по­лу­чить ус­та­нов­ки и уте­ше­ние, но и при­нес ми­ру от­кро­ве­ния о са­мой це­ли че­ло­ве­че­ской жиз­ни.

Над этой важ­ной он­то­ло­ги­че­ской про­бле­мой тру­ди­лись ве­ли­кие мыс­ли­те­ли, ей по­свя­ти­ли на­уч­ные трак­та­ты вы­даю­щие­ся тео­ло­ги. В пра­во­слав­ной ан­тро­по­ло­гии име­ет­ся не­ма­ло глу­бо­ких бо­го­слов­ских ис­сле­до­ва­ний, что рас­кры­ва­ют смысл это­го фе­но­ме­на во всей его мно­го­гран­но­сти. Но лишь Се­ра­фим, сми­рен­ный инок из Са­ро­ва, су­мел вы­ра­зить его суть в та­кой про­стой и ге­ни­аль­ной фор­му­ле: «Це­лью хри­сти­ан­ской жиз­ни яв­ля­ет­ся стя­жа­ние Свя­то­го Ду­ха». Дей­ст­ви­тель­но, хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли: на­де­ж­да, «лю­бовь, ра­дость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, ми­ло­сер­дие, ве­ра, кро­тость, воз­дер­жа­ние» (Гал. 5, 22–23), — все это пло­ды дей­ст­вия Ду­ха Свя­то­го, пло­ды, что вы­рос­ли на ло­зе, ко­то­рой яв­ля­ет­ся Сам Гос­подь (Ин. 15, 5).

То, над чем рас­су­ж­да­ли и не мог­ли ло­ги­че­ски обос­но­вать муд­рые му­жи, от­кры­лось «убо­го­му Се­ра­фи­му», по­то­му что «не­муд­рое Бо­жие пре­муд­рее че­ло­ве­ков» (1 Кор. 1, 25). С тех пор уче­ние пре­по­доб­но­го о спа­се­нии ста­ло ду­хов­ной ак­сио­мой, клю­чом к ос­мыс­ле­нию та­ин­ст­ва че­ло­ве­че­ско­го бы­тия в До­мо­строи­тель­ст­ве Бо­га, Ко­то­ро­го в Трои­це вос­пе­ва­ем и Ко­то­ро­му по­кло­ня­ем­ся.

Ми­но­ва­ло сто лет со дня ка­но­ни­за­ции пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма. За это вре­мя про­воз­гла­шен­ный им хри­сти­ан­ский иде­ал на­ше­го на­ро­да под­верг­ся не­ви­дан­ным на­па­де­ни­ям. Он, ка­за­лось, на­веч­но был со­жжен ог­нем ре­во­лю­ции, по­то­п­лен в кро­ви гра­ж­дан­ской и двух ми­ро­вых войн, унич­то­жен в мя­со­руб­ке боль­ше­ви­ст­ско­го тер­ро­ра, кол­лек­ти­ви­за­ции, «чис­ток», го­ло­до­мо­ра. Его за­ко­вы­ва­ли в кан­да­лы ГУЛАГа, рас­стре­ли­ва­ли, то­пи­ли в гря­зи ком­му­ни­сти­че­ско­го ли­це­ме­рия. У на­ше­го на­ро­да пы­та­лись ото­брать глав­ное, что есть «на по­тре­бу» — пра­во­слав­ную ве­ру. Сам но­си­тель и вы­ра­зи­тель это­го идеа­ла пре­по­доб­ный Се­ра­фим был ото­бран у на­ро­да — его мо­щи бы­ли за­бра­ны и след их, ка­за­лось, ис­чез на­все­гда. Од­на­ко свя­той ста­рец, как он и пред­ре­кал, вос­крес. Чу­до­твор­ные мо­щи его бы­ли най­де­ны и пе­ре­не­се­ны в Ди­ве­ев­скую оби­тель — чет­вер­тый, по­сле Афо­на, Иве­рии и Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры удел Бо­жи­ей Ма­те­ри на зем­ле. Сре­ди ле­та за­пе­ли Пас­ху...

Вос­крес и ду­хов­ный иде­ал спа­се­ния, вос­крес­ла са­ма ду­ша на­ше­го на­ро­да, ко­то­рый опять воз­вра­ща­ет­ся к сво­им ду­хов­ным ис­то­кам.

2004 г.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Святые отцы полностью отвергали философию как метод религиозного познания, но вполне допускали в качестве вспомогательного средства в деле познания видимого (материального) мира и способа нравственного совершенствования человека.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru