Свя­той Се­ра­фим (сло­во на пре­зен­та­ции сбор­ни­ка, по­свя­щен­но­го 100-ле­тию про­слав­лен­но­го прп. Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го)

Пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский — один из са­мых вы­даю­щих­ся свя­тых на­шей зем­ли, ко­то­рый ото­бра­зил в сво­ем жиз­нен­ном под­ви­ге еван­гель­ский об­раз на­стоя­ще­го хри­сти­ан­ст­ва, «в ду­хе и ис­ти­не» (Ин. 4, 24). Он не толь­ко дос­тиг лич­но­го спа­се­ния и свя­то­сти, не толь­ко «со­тво­рил и нау­чил» (Мф. 5, 19), то есть вы­пол­нил за­по­ве­ди Гос­под­ние и нау­чил спа­се­нию лю­дей, ко­то­рые об­ра­ща­лись к не­му за ду­хов­ной по­мо­щью и спо­до­би­лись по­лу­чить ус­та­нов­ки и уте­ше­ние, но и при­нес ми­ру от­кро­ве­ния о са­мой це­ли че­ло­ве­че­ской жиз­ни.

Над этой важ­ной он­то­ло­ги­че­ской про­бле­мой тру­ди­лись ве­ли­кие мыс­ли­те­ли, ей по­свя­ти­ли на­уч­ные трак­та­ты вы­даю­щие­ся тео­ло­ги. В пра­во­слав­ной ан­тро­по­ло­гии име­ет­ся не­ма­ло глу­бо­ких бо­го­слов­ских ис­сле­до­ва­ний, что рас­кры­ва­ют смысл это­го фе­но­ме­на во всей его мно­го­гран­но­сти. Но лишь Се­ра­фим, сми­рен­ный инок из Са­ро­ва, су­мел вы­ра­зить его суть в та­кой про­стой и ге­ни­аль­ной фор­му­ле: «Це­лью хри­сти­ан­ской жиз­ни яв­ля­ет­ся стя­жа­ние Свя­то­го Ду­ха». Дей­ст­ви­тель­но, хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли: на­де­ж­да, «лю­бовь, ра­дость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, ми­ло­сер­дие, ве­ра, кро­тость, воз­дер­жа­ние» (Гал. 5, 22–23), — все это пло­ды дей­ст­вия Ду­ха Свя­то­го, пло­ды, что вы­рос­ли на ло­зе, ко­то­рой яв­ля­ет­ся Сам Гос­подь (Ин. 15, 5).

То, над чем рас­су­ж­да­ли и не мог­ли ло­ги­че­ски обос­но­вать муд­рые му­жи, от­кры­лось «убо­го­му Се­ра­фи­му», по­то­му что «не­муд­рое Бо­жие пре­муд­рее че­ло­ве­ков» (1 Кор. 1, 25). С тех пор уче­ние пре­по­доб­но­го о спа­се­нии ста­ло ду­хов­ной ак­сио­мой, клю­чом к ос­мыс­ле­нию та­ин­ст­ва че­ло­ве­че­ско­го бы­тия в До­мо­строи­тель­ст­ве Бо­га, Ко­то­ро­го в Трои­це вос­пе­ва­ем и Ко­то­ро­му по­кло­ня­ем­ся.

Ми­но­ва­ло сто лет со дня ка­но­ни­за­ции пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма. За это вре­мя про­воз­гла­шен­ный им хри­сти­ан­ский иде­ал на­ше­го на­ро­да под­верг­ся не­ви­дан­ным на­па­де­ни­ям. Он, ка­за­лось, на­веч­но был со­жжен ог­нем ре­во­лю­ции, по­то­п­лен в кро­ви гра­ж­дан­ской и двух ми­ро­вых войн, унич­то­жен в мя­со­руб­ке боль­ше­ви­ст­ско­го тер­ро­ра, кол­лек­ти­ви­за­ции, «чис­ток», го­ло­до­мо­ра. Его за­ко­вы­ва­ли в кан­да­лы ГУЛАГа, рас­стре­ли­ва­ли, то­пи­ли в гря­зи ком­му­ни­сти­че­ско­го ли­це­ме­рия. У на­ше­го на­ро­да пы­та­лись ото­брать глав­ное, что есть «на по­тре­бу» — пра­во­слав­ную ве­ру. Сам но­си­тель и вы­ра­зи­тель это­го идеа­ла пре­по­доб­ный Се­ра­фим был ото­бран у на­ро­да — его мо­щи бы­ли за­бра­ны и след их, ка­за­лось, ис­чез на­все­гда. Од­на­ко свя­той ста­рец, как он и пред­ре­кал, вос­крес. Чу­до­твор­ные мо­щи его бы­ли най­де­ны и пе­ре­не­се­ны в Ди­ве­ев­скую оби­тель — чет­вер­тый, по­сле Афо­на, Иве­рии и Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры удел Бо­жи­ей Ма­те­ри на зем­ле. Сре­ди ле­та за­пе­ли Пас­ху...

Вос­крес и ду­хов­ный иде­ал спа­се­ния, вос­крес­ла са­ма ду­ша на­ше­го на­ро­да, ко­то­рый опять воз­вра­ща­ет­ся к сво­им ду­хов­ным ис­то­кам.

2004 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru