Пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский, чу­до­тво­рец (па­мять 19 июля/ 1 ав­гу­ста)

Сре­ди свя­тых угод­ни­ков, про­слав­лен­ных Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в ли­ке пре­по­доб­ных, осо­бен­ным на­род­ным по­чи­та­ни­ем вы­де­ля­ет­ся фи­гу­ра пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. Близ­кая и род­ная она и на­шей ук­ра­ин­ской зем­ле. Имен­но с ки­ев­ских хол­мов на­ча­лось са­мо­по­зна­ние и ду­хов­ный рост это­го ве­ли­ко­го угод­ни­ка Бо­жие­го. Пе­ред при­ня­ти­ем ре­ше­ния по­свя­тить се­бя мо­на­ше­ско­му под­ви­гу, Про­хор (так зва­ли пре­по­доб­но­го в ми­ру), с пя­тью ро­вес­ни­ка­ми на­пра­вил­ся в Кие­во-Пе­чер­скую Лав­ру на по­кло­не­ние ее свя­ты­ням и за на­став­ле­ния­ми. Ста­рец-за­твор­ник До­си­фей, ко­то­рый под­ви­зал­ся в то вре­мя в Ки­тае­вой Пус­ты­ни, что по­бли­зо­сти Лав­ры, одоб­рил на­ме­ре­ние юно­ши и ука­зал на Са­ров­скую Пус­тынь как ме­сто его мо­на­ше­ских под­ви­гов.

С дет­ст­ва из­бран­ный Бо­гом, са­ров­ский под­виж­ник без ко­ле­ба­ний и со­мне­ний вос­хо­дил из си­лы в си­лу в сво­ем уст­рем­ле­нии к ду­хов­но­му со­вер­шен­ст­ву: во­семь лет по­слуш­ни­че­ских тру­дов и во­семь лет хра­мо­во­го свя­щен­но­слу­же­ния в са­не ие­ро­диа­ко­на и ие­ро­мо­на­ха, пус­тын­но­жи­тель­ст­во и столп­ни­че­ст­во, за­твор и мол­чаль­ни­че­ст­во сме­ня­ют друг дру­га и вен­ча­ют­ся стар­че­ст­вом. Под­ви­ги, ко­то­рые в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пре­вос­хо­дят ес­те­ст­вен­ные че­ло­ве­че­ские воз­мож­но­сти (при­мер то­му — мо­лит­ва на кам­не в те­че­ние ты­ся­чи дней и но­чей с воз­де­ты­ми ру­ка­ми), гар­мо­нич­но и с лег­ко­стью вхо­дят в жизнь свя­то­го.

Ду­хов­ное на­сле­дие пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма оп­ре­де­ли­ла при­су­щая имен­но ему тай­на жи­во­го мо­лит­вен­но­го об­ще­ния. Од­на­ко кро­ме это­го, он ос­та­вил Церк­ви еще од­но со­кро­ви­ще — ко­рот­кие, но пре­крас­ные ус­та­нов­ки, за­пи­сан­ные час­тич­но им са­мим, а час­тич­но те­ми, кто их слы­шал. Не­за­дол­го до смер­ти пра­вед­ни­ка про­изош­ла его бе­се­да с по­ме­щи­ком Мо­то­ви­ло­вым, ши­ро­ко из­вест­ная пра­во­слав­но­му чи­та­те­лю как «Бе­се­да пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го о це­ли хри­сти­ан­ской жиз­ни». Эта бе­се­да яви­лась са­мым дра­го­цен­ным вкла­дом под­виж­ни­ка в со­кро­вищ­ни­цу свя­то­оте­че­ско­го уче­ния.

Бла­го­дат­ным пло­дом под­виж­ни­че­ской жиз­ни пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го стал «дух ми­рен», ко­то­рый он счи­тал дра­го­цен­ным да­ром Бо­жи­им, а стя­жа­ние его — са­мым важ­ным де­лом в жиз­ни хри­стиа­ни­на. Го­во­ря о це­ли хри­сти­ан­ской жиз­ни со сво­им ду­хов­ным ча­дом Мо­то­ви­ло­вым, пре­по­доб­ный Се­ра­фим го­во­рил: «Ис­тин­ная цель жиз­ни на­шей хри­сти­ан­ской за­клю­ча­ет­ся в стя­жа­нии Ду­ха Свя­то­го Бо­жие­го». При этом он учил, что пост, бде­ние, мо­лит­ва, ми­ло­сты­ня и лю­бое доб­рое де­ло — это лишь спо­соб стя­жа­ния Свя­то­го Ду­ха. Пре­по­доб­ный ста­рец об­ра­щал вни­ма­ние на то, что пло­ды Свя­то­го Ду­ха при­но­сят лишь те до­б­рые де­ла, ко­то­рые де­ла­ют­ся ра­ди Хри­ста.

Имен­но стя­жа­ние Свя­то­го Ду­ха пре­по­доб­ный для яс­но­сти срав­ни­вал с мир­ским на­ко­п­ле­ни­ем де­нег, при­об­ре­те­ни­ем по­чес­тей и на­град. «На­хо­ди­те вре­мя, — го­во­рил ста­рец, — для по­лу­че­ния не­бес­ных благ че­рез зем­ные то­ва­ры. Зем­ные то­ва­ры — это доб­ро­де­те­ли, ко­то­рые де­ла­ют­ся ра­ди Хри­ста, и че­рез ко­то­рые мы по­лу­ча­ем бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха».

Наи­глав­ней­шей в де­ле при­ум­но­же­ния доб­ро­де­те­лей, как ос­нов­ных средств к стя­жа­нию Свя­то­го Ду­ха, прп. Се­ра­фим Са­ров­ский счи­тал рас­су­ди­тель­ность. Яв­ляя бла­го­дат­ные да­ры и си­лу Бо­жию лю­дям, он на­став­лял тех кто к не­му при­хо­дил, как ид­ти уз­ким пу­тем спа­се­ния. Сво­им ду­хов­ным де­тям он за­ве­щал по­слу­ша­ние, и сам был вер­ным ему до кон­ца сво­ей жиз­ни. Про­ве­дя всю свою жизнь в под­ви­гах не­по­силь­ных для дру­гих, обыч­ных лю­дей, он по­учал ид­ти свя­то­оте­че­ским так на­зы­вае­мым «цар­ским (то есть сред­ним) пу­тем»: «Боль­ше ме­ры под­ви­гов при­ни­мать не нуж­но; а ста­рать­ся, что­бы наш то­ва­рищ — на­ше те­ло — бы­ло вер­ным и спо­соб­ным к доб­ро­де­те­лям».

Са­мым глав­ным под­ви­гом и сред­ст­вом для стя­жа­ния Свя­то­го Ду­ха, пре­по­доб­ный счи­тал мо­лит­ву: «Вся­кие до­б­рые де­ла, ко­то­рые де­ла­ем Хри­ста ра­ди, да­ют бла­га Ду­ха Свя­то­го, од­на­ко... мо­лит­ва боль­ше все­го при­но­сит Ду­ха Бо­жие­го, и ее удоб­нее все­го ка­ж­до­му из нас вы­пол­нять».

Ко­гда свя­то­му стар­цу жа­ло­ва­лись на не­воз­мож­ность вы­пол­нять ус­тав­ное ке­лей­ное мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, то он ре­ко­мен­до­вал мо­лить­ся по­сто­ян­но: и во вре­мя тру­да, и по пу­ти ку­да-то, и да­же в по­сте­ли. А ес­ли кто име­ет вре­мя, го­во­рил пре­по­доб­ный, то пусть при­сое­ди­ня­ет до это­го и дру­гие мо­лит­во­сло­вия. Для тех, кто тру­дит­ся, пре­по­доб­ный счи­тал не обя­за­тель­ным длин­ное мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, од­на­ко при­том же стро­го на­по­ми­нал, что мо­лит­ва не долж­на быть внеш­ней, фор­маль­ной, а обя­за­тель­но быть внут­рен­ней, сер­деч­ной.

«Ду­шу обо­га­щать не­об­хо­ди­мо Сло­вом Бо­жи­им. Боль­ше же всего не­об­хо­ди­мо как мож­но ча­ще чи­тать Но­вый За­вет и Псал­тырь. От это­го бы­ва­ет про­свет­ле­ние в уме, ко­то­рый из­ме­ня­ет­ся из­ме­не­ни­ем Бо­же­ст­вен­ным» — на­став­лял свя­той Са­ров­ский под­виж­ник, ко­то­рый и сам про­чи­ты­вал весь Но­вый За­вет в те­че­ние не­де­ли.

Пре­по­доб­ный Се­ра­фим го­во­рил: «Нет ни­че­го худ­ше­го, чем грех и ни­че­го ужас­нее и па­губ­нее, чем дух от­чая­ния». Пре­по­доб­ный сам све­тил­ся ра­до­стью ду­хов­ной, и этой ти­хой, мир­ной ра­до­стью он на­пол­нял серд­ца ок­ру­жаю­щих, при­вет­ст­вуя их сло­ва­ми: «Ра­дость моя! Хри­стос Вос­кре­се!». Вся­кая жиз­нен­ная тя­го­та ста­но­ви­лась лег­кой вбли­зи под­виж­ни­ка и мно­же­ст­во скорб­ных и ищу­щих Бо­га все­гда ок­ру­жа­ли его, чер­пая из ис­точ­ни­ка бла­го­да­ти, ко­то­рым явил­ся угод­ник Бо­жий. На ви­ду у всех под­твер­ди­лась ис­ти­на, вы­ска­зан­ная са­мым свя­тым: «Стя­жи мир, и во­круг те­бя спа­сут­ся ты­ся­чи». Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Наилучшей подготовкой к венчанию, как и к любому другому церковному Таинству, являются пост и молитва. По традиции молодые накануне венчания несколько дней постятся, а затем посещают храм, чтобы исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru