Пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский, чу­до­тво­рец (25 сентября/8 ок­тяб­ря)

Пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский, до мо­на­ше­ско­го по­стри­га — Вар­фо­ло­мей, яв­ля­ет­ся во­ис­ти­ну од­ним из са­мых вы­даю­щих­ся под­виж­ни­ков бла­го­чес­тия, ко­то­рых Пра­во­слав­ная Цер­ковь се­го­дня зна­ет и мо­лит­вен­но че­ст­ву­ет. Шесть ве­ков то­му на­зад нес он свой зем­ной под­виг, ко­то­ро­му мы и се­го­дня не пе­ре­ста­ем удив­лять­ся.

Ро­дил­ся Пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский вбли­зи Рос­то­ва Ве­ли­ко­го в бо­яр­ской се­мье. Обед­нев, его ро­ди­те­ли Ки­рилл и Ма­рия вме­сте с тре­мя свои­ми сы­новь­я­ми Сте­фа­ном, Вар­фо­ло­ме­ем и Пет­ром пе­ре­се­ли­лись в Ра­до­неж.

По­сле пра­вед­ной кон­чи­ны ро­ди­те­лей, ко­то­рые пе­ред смер­тью при­ня­ли мо­на­ше­ский по­стриг, Вар­фо­ло­мей от­пра­вил­ся в Хоть­ков­ский По­кров­ский мо­на­стырь. В то вре­мя там жил, при­няв мо­на­ше­ст­во по­сле смер­ти суп­ру­ги, его стар­ший брат Сте­фан. Вме­сте они от­пра­ви­лись ис­кать пус­тын­ной уе­ди­нен­ной жиз­ни. В глу­хом ле­су, на при­гор­ке Ма­ко­вец, где в на­стоя­щее вре­мя сто­ит Трои­це-Сер­гие­ва Лав­ра, они по­строи­ли де­ре­вян­ную ке­лию и цер­ковь, ко­то­рая бы­ла ос­вя­ще­на во имя Пре­свя­той Трои­цы. Осо­бен­ным по­чи­та­ни­ем и по­ни­ма­ни­ем глу­бин тай­ны Пре­свя­той Трои­цы про­сла­вил­ся Пре­по­доб­ный Сер­гий.

Вско­ре Сте­фан по­ки­нул это ме­сто и пе­ре­се­лил­ся в мо­с­ков­ский Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь. А Вар­фо­ло­мей при­нял по­стриг и ос­тал­ся в уе­ди­не­нии. Впо­след­ст­вии, уз­нав о его под­ви­гах, к Вар­фо­ло­мею на­ча­ли при­хо­дить дру­гие мо­на­хи и стро­ить ря­дом свои ке­лии. Со вре­ме­нем они убе­ди­ли Сер­гия при­нять над ни­ми игу­мен­ст­во, и по­это­му Пре­по­доб­ный был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ный сан. В сво­ем мо­на­сты­ре он за­пре­тил при­ни­мать ми­ло­сты­ню и ус­та­но­вил пра­ви­ло, по ко­то­ро­му ино­ки долж­ны бы­ли жить от ре­зуль­та­тов соб­ст­вен­но­руч­но­го тру­да, в чем лич­но по­да­вал им до­б­рый при­мер.

До­б­рая сла­ва о Сер­гие­вой оби­те­ли при­во­ди­ла к не­му все боль­ше бо­го­моль­цев и же­лаю­щих при­нять ан­гель­ский об­раз мо­на­ше­ст­ва. Ря­дом с мо­на­сты­рем впо­след­ст­вии вы­рос по­сад, то есть по­се­ле­ние, ко­то­рое все вре­мя рос­ло. Уз­нав о ве­ли­ком под­виж­ни­ке, Царь­го­род­ский пат­ри­арх Фи­ло­фей с осо­бым по­соль­ст­вом по­слал ему крест, па­ра­манд и гра­мо­ту, в ко­то­рой от­ме­чал его доб­ро­де­тель­ную жизнь и ре­ко­мен­до­вал вве­сти в мо­на­сты­ре стро­гий, по об­раз­цу мо­на­сты­рей вос­то­ка, об­ще­жи­тель­ный ус­тав.

Боль­шим ав­то­ри­те­том поль­зо­вал­ся Пре­по­доб­ный у ми­тро­по­ли­та Алек­сия, ко­то­рый хо­тел ви­деть его сво­им пре­ем­ни­ком на ми­тро­по­личь­ей ка­фед­ре, од­на­ко пре­по­доб­ный, про­яв­ляя сми­ре­ние, от­ка­зал­ся. По сло­вам со­вре­мен­ни­ков, Сер­гий «ти­хи­ми и крот­ки­ми сло­ва­ми» вли­ял на са­мые чер­ст­вые и жес­то­кие серд­ца. Он очень час­то при­ми­рял кня­зей, вра­ж­до­вав­ших ме­ж­ду со­бой. Бла­го­да­ря его бла­го­сло­ве­нию, мо­лит­ве и ду­хов­ной под­держ­ке рус­ские вои­ны под пред­во­ди­тель­ст­вом Ди­мит­рия Дон­ско­го по­бе­ди­ли в Ку­ли­ков­ской бит­ве, чем по­ло­жи­ли на­ча­ло окон­ча­нию по­зор­ной эпо­хи Зо­ло­то­ор­дын­ско­го ига.

Пре­муд­рый Епи­фа­ний, ко­то­рый опи­сал жизнь Пре­по­доб­но­го Сер­гия, го­во­рил: «Пре­по­доб­ный игу­мен, отец наш Сер­гий, ста­рец уди­ви­тель­ный, доб­ро­де­те­ля­ми вся­ки­ми ук­ра­шен­ный, при­вет­ли­вый, ми­ро­лю­би­вый, все­гда уте­шит и по­при­вет­ст­ву­ет, обог­ре­ет и на­кор­мит пут­ни­ка. Но бо­лее все­го стя­жал он сми­рен­ность, лю­бовь не­ли­це­мер­ную, и имел лю­бя­щее серд­це».

Из жи­тия Пре­по­доб­но­го, по­ве­ст­вую­ще­го о со­бы­ти­ях оче­вид­ных, мы уз­на­ем об ог­не, ко­то­рый во вре­мя слу­же­ния Пре­по­доб­ным ли­тур­гии вхо­дил в Ча­шу со Свя­тыми Да­рами Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых. Из жи­тия мы уз­на­ем и об Ан­ге­ле, ко­то­рый со­слу­жил свя­то­му, и о яв­ле­нии ему Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с дву­мя апо­сто­ла­ми, и о чу­де­сах, ко­то­рые еще при жиз­ни сво­ей мо­лит­вой тво­рил Пре­по­доб­ный ав­ва Сер­гий.

Цер­ковь име­ну­ет его ве­ли­ким под­виж­ни­ком, и не зря. Он ве­лик сво­им ис­тин­но хри­сти­ан­ским тер­пе­ни­ем. Он тер­пел уе­ди­не­ние в ди­кой ча­ще ле­са. Он тер­пел, ко­гда го­ло­дал со сво­ей бра­ти­ей. Он тер­пел строп­ти­вых. Тер­пел он в те­че­ние всей сво­ей под­виж­ни­че­ской жиз­ни до кон­ца сво­их дней. Сво­им тер­пе­ни­ем он ука­зы­ва­ет и нам ис­тин­ный путь в тер­пе­нии, че­рез мо­лит­ву, по­кая­ние, до­б­рые де­ла и лю­бовь к ближ­не­му стя­жать мир ду­ше не­об­хо­ди­мый, что­бы она ста­ла вме­сти­ли­щем Свя­то­го Ду­ха, ко­то­рый пре­об­ра­жа­ет че­ло­ве­ка и при­во­дит в Цар­ст­вие Не­бес­ное. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Каждое событие человеческой жизни нужно рассматривать с перспективой относительно вечности. Мы иначе будем оценивать горе и страдание в земной жизни, если будем знать, что они предшествуют жизни вечной.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru