Пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский, чу­до­тво­рец (25 сентября/8 ок­тяб­ря)

Пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский, до мо­на­ше­ско­го по­стри­га — Вар­фо­ло­мей, яв­ля­ет­ся во­ис­ти­ну од­ним из са­мых вы­даю­щих­ся под­виж­ни­ков бла­го­чес­тия, ко­то­рых Пра­во­слав­ная Цер­ковь се­го­дня зна­ет и мо­лит­вен­но че­ст­ву­ет. Шесть ве­ков то­му на­зад нес он свой зем­ной под­виг, ко­то­ро­му мы и се­го­дня не пе­ре­ста­ем удив­лять­ся.

Ро­дил­ся Пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский вбли­зи Рос­то­ва Ве­ли­ко­го в бо­яр­ской се­мье. Обед­нев, его ро­ди­те­ли Ки­рилл и Ма­рия вме­сте с тре­мя свои­ми сы­новь­я­ми Сте­фа­ном, Вар­фо­ло­ме­ем и Пет­ром пе­ре­се­ли­лись в Ра­до­неж.

По­сле пра­вед­ной кон­чи­ны ро­ди­те­лей, ко­то­рые пе­ред смер­тью при­ня­ли мо­на­ше­ский по­стриг, Вар­фо­ло­мей от­пра­вил­ся в Хоть­ков­ский По­кров­ский мо­на­стырь. В то вре­мя там жил, при­няв мо­на­ше­ст­во по­сле смер­ти суп­ру­ги, его стар­ший брат Сте­фан. Вме­сте они от­пра­ви­лись ис­кать пус­тын­ной уе­ди­нен­ной жиз­ни. В глу­хом ле­су, на при­гор­ке Ма­ко­вец, где в на­стоя­щее вре­мя сто­ит Трои­це-Сер­гие­ва Лав­ра, они по­строи­ли де­ре­вян­ную ке­лию и цер­ковь, ко­то­рая бы­ла ос­вя­ще­на во имя Пре­свя­той Трои­цы. Осо­бен­ным по­чи­та­ни­ем и по­ни­ма­ни­ем глу­бин тай­ны Пре­свя­той Трои­цы про­сла­вил­ся Пре­по­доб­ный Сер­гий.

Вско­ре Сте­фан по­ки­нул это ме­сто и пе­ре­се­лил­ся в мо­с­ков­ский Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь. А Вар­фо­ло­мей при­нял по­стриг и ос­тал­ся в уе­ди­не­нии. Впо­след­ст­вии, уз­нав о его под­ви­гах, к Вар­фо­ло­мею на­ча­ли при­хо­дить дру­гие мо­на­хи и стро­ить ря­дом свои ке­лии. Со вре­ме­нем они убе­ди­ли Сер­гия при­нять над ни­ми игу­мен­ст­во, и по­это­му Пре­по­доб­ный был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ный сан. В сво­ем мо­на­сты­ре он за­пре­тил при­ни­мать ми­ло­сты­ню и ус­та­но­вил пра­ви­ло, по ко­то­ро­му ино­ки долж­ны бы­ли жить от ре­зуль­та­тов соб­ст­вен­но­руч­но­го тру­да, в чем лич­но по­да­вал им до­б­рый при­мер.

До­б­рая сла­ва о Сер­гие­вой оби­те­ли при­во­ди­ла к не­му все боль­ше бо­го­моль­цев и же­лаю­щих при­нять ан­гель­ский об­раз мо­на­ше­ст­ва. Ря­дом с мо­на­сты­рем впо­след­ст­вии вы­рос по­сад, то есть по­се­ле­ние, ко­то­рое все вре­мя рос­ло. Уз­нав о ве­ли­ком под­виж­ни­ке, Царь­го­род­ский пат­ри­арх Фи­ло­фей с осо­бым по­соль­ст­вом по­слал ему крест, па­ра­манд и гра­мо­ту, в ко­то­рой от­ме­чал его доб­ро­де­тель­ную жизнь и ре­ко­мен­до­вал вве­сти в мо­на­сты­ре стро­гий, по об­раз­цу мо­на­сты­рей вос­то­ка, об­ще­жи­тель­ный ус­тав.

Боль­шим ав­то­ри­те­том поль­зо­вал­ся Пре­по­доб­ный у ми­тро­по­ли­та Алек­сия, ко­то­рый хо­тел ви­деть его сво­им пре­ем­ни­ком на ми­тро­по­личь­ей ка­фед­ре, од­на­ко пре­по­доб­ный, про­яв­ляя сми­ре­ние, от­ка­зал­ся. По сло­вам со­вре­мен­ни­ков, Сер­гий «ти­хи­ми и крот­ки­ми сло­ва­ми» вли­ял на са­мые чер­ст­вые и жес­то­кие серд­ца. Он очень час­то при­ми­рял кня­зей, вра­ж­до­вав­ших ме­ж­ду со­бой. Бла­го­да­ря его бла­го­сло­ве­нию, мо­лит­ве и ду­хов­ной под­держ­ке рус­ские вои­ны под пред­во­ди­тель­ст­вом Ди­мит­рия Дон­ско­го по­бе­ди­ли в Ку­ли­ков­ской бит­ве, чем по­ло­жи­ли на­ча­ло окон­ча­нию по­зор­ной эпо­хи Зо­ло­то­ор­дын­ско­го ига.

Пре­муд­рый Епи­фа­ний, ко­то­рый опи­сал жизнь Пре­по­доб­но­го Сер­гия, го­во­рил: «Пре­по­доб­ный игу­мен, отец наш Сер­гий, ста­рец уди­ви­тель­ный, доб­ро­де­те­ля­ми вся­ки­ми ук­ра­шен­ный, при­вет­ли­вый, ми­ро­лю­би­вый, все­гда уте­шит и по­при­вет­ст­ву­ет, обог­ре­ет и на­кор­мит пут­ни­ка. Но бо­лее все­го стя­жал он сми­рен­ность, лю­бовь не­ли­це­мер­ную, и имел лю­бя­щее серд­це».

Из жи­тия Пре­по­доб­но­го, по­ве­ст­вую­ще­го о со­бы­ти­ях оче­вид­ных, мы уз­на­ем об ог­не, ко­то­рый во вре­мя слу­же­ния Пре­по­доб­ным ли­тур­гии вхо­дил в Ча­шу со Свя­тыми Да­рами Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых. Из жи­тия мы уз­на­ем и об Ан­ге­ле, ко­то­рый со­слу­жил свя­то­му, и о яв­ле­нии ему Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с дву­мя апо­сто­ла­ми, и о чу­де­сах, ко­то­рые еще при жиз­ни сво­ей мо­лит­вой тво­рил Пре­по­доб­ный ав­ва Сер­гий.

Цер­ковь име­ну­ет его ве­ли­ким под­виж­ни­ком, и не зря. Он ве­лик сво­им ис­тин­но хри­сти­ан­ским тер­пе­ни­ем. Он тер­пел уе­ди­не­ние в ди­кой ча­ще ле­са. Он тер­пел, ко­гда го­ло­дал со сво­ей бра­ти­ей. Он тер­пел строп­ти­вых. Тер­пел он в те­че­ние всей сво­ей под­виж­ни­че­ской жиз­ни до кон­ца сво­их дней. Сво­им тер­пе­ни­ем он ука­зы­ва­ет и нам ис­тин­ный путь в тер­пе­нии, че­рез мо­лит­ву, по­кая­ние, до­б­рые де­ла и лю­бовь к ближ­не­му стя­жать мир ду­ше не­об­хо­ди­мый, что­бы она ста­ла вме­сти­ли­щем Свя­то­го Ду­ха, ко­то­рый пре­об­ра­жа­ет че­ло­ве­ка и при­во­дит в Цар­ст­вие Не­бес­ное. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru