Пре­по­доб­ный Не­стор Ле­то­пи­сец (па­мять 27октября/9 но­яб­ря)

Пре­по­доб­ный Не­стор Ле­то­пи­сец ро­дил­ся в 50-х го­дах XI ве­ка в Кие­ве. Еще юно­шей он при­шел на по­слу­ша­ние к пре­по­доб­но­му Фео­до­сию в Пе­чер­скую оби­тель. В ино­ка пре­по­доб­но­го Не­сто­ра по­стриг пре­ем­ник пре­по­доб­но­го Фео­до­сия — игу­мен Сте­фан. При нем же Не­стор при­нял и свя­щен­ный сан.

Пре­по­доб­ный Не­стор глу­бо­ко це­нил ис­тин­ное зна­ние в со­че­та­нии со сми­рен­но­стью и по­кая­ни­ем. «Боль­шая бы­ва­ет поль­за от обу­че­ния книж­но­го, — го­во­рил он, — кни­ги ука­зы­ва­ют нам путь и учат по­кая­нию, по­то­му что в книж­ных сло­вах на­хо­дим муд­рость... Это ре­ки, что на­паи­ва­ют все­лен­ную, от ко­то­рых ис­хо­дит муд­рость. В кни­гах не­ис­чер­пае­мая глу­би­на. Ими уте­ша­ем­ся в пе­ча­ли, они уз­да сдер­жи­ва­ния. Ес­ли ста­ра­тель­но бу­дешь ис­кать в книж­ках муд­ро­сти, то бу­дешь иметь боль­шую поль­зу для сво­ей ду­ши. По­то­му что тот, кто чи­та­ет книж­ки, раз­го­ва­ри­ва­ет с Бо­гом или свя­ты­ми му­жа­ми».

Глав­ным под­ви­гом жиз­ни пре­по­доб­но­го бы­ло ле­то­пи­са­ние, а са­мым из­вест­ным про­из­ве­де­ни­ем — «По­весть вре­мен­ных лет», ду­хов­ная глу­би­на, ис­то­ри­че­ская дос­то­вер­ность и пат­рио­тизм ко­то­рой ста­вят ее в ряд круп­ней­ших про­из­ве­де­ний ми­ро­вой пись­мен­но­сти.

«По­весть вре­мен­ных лет Не­сто­ра, мо­на­ха Фео­до­си­ев­ско­го мо­на­сты­ря Пе­чер­ско­го (о том), от­ку­да по­шла Рус­ская зем­ля, и кто в ней на­чал сна­ча­ла кня­жить, и как Рус­ская зем­ля вста­ла», — так с пер­вых строк оп­ре­де­лил цель сво­его тру­да пре­по­доб­ный. Чрез­вы­чай­но ши­ро­кий круг ис­точ­ни­ков (древ­ние рус­ские ле­то­пис­ные сво­ды и ука­зы, мо­на­стыр­ские за­пи­си, ви­зан­тий­ская хро­ни­ка, раз­но­об­раз­ные ис­то­ри­че­ские сбор­ни­ки, ска­за­ния тор­гов­цев, вои­нов, пу­те­ше­ст­вен­ни­ков), ос­мыс­лен­ные с еди­ной, су­гу­бо цер­ков­ной точ­ки зре­ния, по­зво­ли­ли пре­по­доб­но­му Не­сто­ру на­пи­сать ис­то­рию Ру­си как со­став­ную часть все­мир­ной ис­то­рии, ис­то­рии спа­се­ния че­ло­ве­че­ско­го ро­да.

Инок-пат­ри­от пре­по­дал ис­то­рию Рус­ской Церк­ви в глав­ных мо­мен­тах ее ис­то­ри­че­ско­го ста­нов­ле­ния. Он при­вел пер­вые упо­ми­на­ния о ру­си­чах, най­ден­ные им в цер­ков­ных ис­точ­ни­ках за 866 год у свя­то­го пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фо­тия; рас­ска­зы­ва­ет о соз­да­нии сла­вян­ской гра­мо­ты свя­ты­ми рав­но­апо­столь­ны­ми Ки­рил­лом и Ме­фо­ди­ем, о кре­ще­нии свя­той рав­но­апо­столь­ной Оль­ги в Кон­стан­ти­но­по­ле. Ле­то­пись пре­по­доб­но­го Не­сто­ра сбе­рег­ла для нас рас­ска­зы о пер­вом пра­во­слав­ном хра­ме в Кие­ве (945 год) и об ис­по­ве­даль­ном под­ви­ге свя­тых ва­ря­гов-му­че­ни­ков (983 год), об «ис­пы­та­нии вер» свя­тым рав­но­апо­столь­ным Вла­ди­ми­ром (986 год) и Кре­ще­ние Ру­си в 988 го­ду.

Не­сто­ру Ле­то­пис­цу, пер­во­му цер­ков­но­му ис­то­ри­ку, мы обя­за­ны сви­де­тель­ст­ва­ми о пер­вых ми­тро­по­ли­тах на­шей Церк­ви, о воз­ник­но­ве­нии Пе­чер­ской оби­те­ли, о ее ос­но­ва­те­лях и под­виж­ни­ках. Вре­мя, ко­гда жил пре­по­доб­ный Не­стор, бы­ло не­лег­ким для Рус­ской зем­ли и Церк­ви. Ки­ев­скую Русь раз­ди­ра­ло кня­же­ская меж­до­усо­би­ца. Степ­ные ко­чев­ни­ки-по­лов­цы хищ­ны­ми на­бе­га­ми раз­ру­ша­ли го­ро­да и се­ла, пле­ни­ли лю­дей, сжи­га­ли хра­мы и оби­те­ли. Так, пре­по­доб­ный Не­стор опи­сы­ва­ет раз­гром Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в 1096 го­ду, сви­де­те­лем ко­то­ро­го он был.

Свою зем­ную жизнь пре­по­доб­ный Не­стор за­кон­чил око­ло 1114 го­да. Он за­ве­щал пе­чер­ским ино­кам про­дол­жать на­ча­тое им де­ло. Его пре­ем­ни­ком в ле­то­пи­са­нии стал игу­мен Силь­вестр, ко­то­рый при­дал «По­вес­ти вре­мен­ных лет» со­вре­мен­ный вид. Игу­мен Мои­сей Вы­ду­биц­кий про­дол­жил ее до 1200 го­да и, на­ко­нец, игу­мен Лав­рен­тий сде­лал в 1377 го­ду наи­древ­ней­ший спи­сок ле­то­пи­си, ко­то­рый до­шел до нас и со­дер­жит в се­бе «По­весть» пре­по­доб­но­го Не­сто­ра, — это так на­зы­вае­мая «Лав­рен­ти­ев­ская ле­то­пись».

Пре­по­доб­ный Не­стор по­хо­ро­нен в Ближ­них, Ан­то­ние­вых, пе­ще­рах Свя­то-Ус­пен­ской Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Па­мять его Цер­ковь че­ст­во­ва­ла кро­ме 9 но­яб­ря, еще два­ж­ды в го­ду — в Со­бор от­цов пре­по­доб­ных Пе­чер­ских, в Ближ­них пе­ще­рах по­чи­ваю­щих, и во вто­рое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста, ко­гда празд­ну­ет­ся Со­бор всех Кие­во-Пе­чер­ских от­цов. Аминь.

2003 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru