Преподобный Нестор Летописец (память 27октября/9 ноября)
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве. Еще юношей он пришел на послушание к преподобному Феодосию в Печерскую обитель. В инока преподобного Нестора постриг преемник преподобного Феодосия — игумен Стефан. При нем же Нестор принял и священный сан.
Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание в сочетании со смиренностью и покаянием. «Большая бывает польза от обучения книжного, — говорил он, — книги указывают нам путь и учат покаянию, потому что в книжных словах находим мудрость... Это реки, что напаивают вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчерпаемая глубина. Ими утешаемся в печали, они узда сдерживания. Если старательно будешь искать в книжках мудрости, то будешь иметь большую пользу для своей души. Потому что тот, кто читает книжки, разговаривает с Богом или святыми мужами».
Главным подвигом жизни преподобного было летописание, а самым известным произведением — «Повесть временных лет», духовная глубина, историческая достоверность и патриотизм которой ставят ее в ряд крупнейших произведений мировой письменности.
«Повесть временных лет Нестора, монаха Феодосиевского монастыря Печерского (о том), откуда пошла Русская земля, и кто в ней начал сначала княжить, и как Русская земля встала», — так с первых строк определил цель своего труда преподобный. Чрезвычайно широкий круг источников (древние русские летописные своды и указы, монастырские записи, византийская хроника, разнообразные исторические сборники, сказания торговцев, воинов, путешественников), осмысленные с единой, сугубо церковной точки зрения, позволили преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Инок-патриот преподал историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он привел первые упоминания о русичах, найденные им в церковных источниках за 866 год у святого патриарха Константинопольского Фотия; рассказывает о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сберегла для нас рассказы о первом православном храме в Киеве (945 год) и об исповедальном подвиге святых варягов-мучеников (983 год), об «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещение Руси в 988 году.
Нестору Летописцу, первому церковному историку, мы обязаны свидетельствами о первых митрополитах нашей Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время, когда жил преподобный Нестор, было нелегким для Русской земли и Церкви. Киевскую Русь раздирало княжеская междоусобица. Степные кочевники-половцы хищными набегами разрушали города и села, пленили людей, сжигали храмы и обители. Так, преподобный Нестор описывает разгром Печерского монастыря в 1096 году, свидетелем которого он был.
Свою земную жизнь преподобный Нестор закончил около 1114 года. Он завещал печерским инокам продолжать начатое им дело. Его преемником в летописании стал игумен Сильвестр, который придал «Повести временных лет» современный вид. Игумен Моисей Выдубицкий продолжил ее до 1200 года и, наконец, игумен Лаврентий сделал в 1377 году наидревнейший список летописи, который дошел до нас и содержит в себе «Повесть» преподобного Нестора, — это так называемая «Лаврентиевская летопись».
Преподобный Нестор похоронен в Ближних, Антониевых, пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Память его Церковь чествовала кроме 9 ноября, еще дважды в году — в Собор отцов преподобных Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во второе воскресенье Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов. Аминь.
2003 г.
← Преподобный Сергий Радонежский, чудотворец (25 сентября/8 октября) | Преподобный Нестор Летописец (память 27 октября/9 ноября) → |
---|
Церковные Таинства
— Это утверждение ошибочно. Елеосвящение не является "последним напутствием". |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Христианин постоянно делает выбор: между добром и злом, между благочестивой жизнью и пребыванием в грехе, между Богом и мамонной. Церковь живет по своим законам, по своему внутреннему укладу, что позволяет ей не быть в водовороте "стихий века сего". |
Подробнее ... |