Пре­по­доб­ный Не­стор Ле­то­пи­сец (па­мять 27октября/9 но­яб­ря)

Пре­по­доб­ный Не­стор Ле­то­пи­сец ро­дил­ся в 50-х го­дах XI ве­ка в Кие­ве. Еще юно­шей он при­шел на по­слу­ша­ние к пре­по­доб­но­му Фео­до­сию в Пе­чер­скую оби­тель. В ино­ка пре­по­доб­но­го Не­сто­ра по­стриг пре­ем­ник пре­по­доб­но­го Фео­до­сия — игу­мен Сте­фан. При нем же Не­стор при­нял и свя­щен­ный сан.

Пре­по­доб­ный Не­стор глу­бо­ко це­нил ис­тин­ное зна­ние в со­че­та­нии со сми­рен­но­стью и по­кая­ни­ем. «Боль­шая бы­ва­ет поль­за от обу­че­ния книж­но­го, — го­во­рил он, — кни­ги ука­зы­ва­ют нам путь и учат по­кая­нию, по­то­му что в книж­ных сло­вах на­хо­дим муд­рость... Это ре­ки, что на­паи­ва­ют все­лен­ную, от ко­то­рых ис­хо­дит муд­рость. В кни­гах не­ис­чер­пае­мая глу­би­на. Ими уте­ша­ем­ся в пе­ча­ли, они уз­да сдер­жи­ва­ния. Ес­ли ста­ра­тель­но бу­дешь ис­кать в книж­ках муд­ро­сти, то бу­дешь иметь боль­шую поль­зу для сво­ей ду­ши. По­то­му что тот, кто чи­та­ет книж­ки, раз­го­ва­ри­ва­ет с Бо­гом или свя­ты­ми му­жа­ми».

Глав­ным под­ви­гом жиз­ни пре­по­доб­но­го бы­ло ле­то­пи­са­ние, а са­мым из­вест­ным про­из­ве­де­ни­ем — «По­весть вре­мен­ных лет», ду­хов­ная глу­би­на, ис­то­ри­че­ская дос­то­вер­ность и пат­рио­тизм ко­то­рой ста­вят ее в ряд круп­ней­ших про­из­ве­де­ний ми­ро­вой пись­мен­но­сти.

«По­весть вре­мен­ных лет Не­сто­ра, мо­на­ха Фео­до­си­ев­ско­го мо­на­сты­ря Пе­чер­ско­го (о том), от­ку­да по­шла Рус­ская зем­ля, и кто в ней на­чал сна­ча­ла кня­жить, и как Рус­ская зем­ля вста­ла», — так с пер­вых строк оп­ре­де­лил цель сво­его тру­да пре­по­доб­ный. Чрез­вы­чай­но ши­ро­кий круг ис­точ­ни­ков (древ­ние рус­ские ле­то­пис­ные сво­ды и ука­зы, мо­на­стыр­ские за­пи­си, ви­зан­тий­ская хро­ни­ка, раз­но­об­раз­ные ис­то­ри­че­ские сбор­ни­ки, ска­за­ния тор­гов­цев, вои­нов, пу­те­ше­ст­вен­ни­ков), ос­мыс­лен­ные с еди­ной, су­гу­бо цер­ков­ной точ­ки зре­ния, по­зво­ли­ли пре­по­доб­но­му Не­сто­ру на­пи­сать ис­то­рию Ру­си как со­став­ную часть все­мир­ной ис­то­рии, ис­то­рии спа­се­ния че­ло­ве­че­ско­го ро­да.

Инок-пат­ри­от пре­по­дал ис­то­рию Рус­ской Церк­ви в глав­ных мо­мен­тах ее ис­то­ри­че­ско­го ста­нов­ле­ния. Он при­вел пер­вые упо­ми­на­ния о ру­си­чах, най­ден­ные им в цер­ков­ных ис­точ­ни­ках за 866 год у свя­то­го пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фо­тия; рас­ска­зы­ва­ет о соз­да­нии сла­вян­ской гра­мо­ты свя­ты­ми рав­но­апо­столь­ны­ми Ки­рил­лом и Ме­фо­ди­ем, о кре­ще­нии свя­той рав­но­апо­столь­ной Оль­ги в Кон­стан­ти­но­по­ле. Ле­то­пись пре­по­доб­но­го Не­сто­ра сбе­рег­ла для нас рас­ска­зы о пер­вом пра­во­слав­ном хра­ме в Кие­ве (945 год) и об ис­по­ве­даль­ном под­ви­ге свя­тых ва­ря­гов-му­че­ни­ков (983 год), об «ис­пы­та­нии вер» свя­тым рав­но­апо­столь­ным Вла­ди­ми­ром (986 год) и Кре­ще­ние Ру­си в 988 го­ду.

Не­сто­ру Ле­то­пис­цу, пер­во­му цер­ков­но­му ис­то­ри­ку, мы обя­за­ны сви­де­тель­ст­ва­ми о пер­вых ми­тро­по­ли­тах на­шей Церк­ви, о воз­ник­но­ве­нии Пе­чер­ской оби­те­ли, о ее ос­но­ва­те­лях и под­виж­ни­ках. Вре­мя, ко­гда жил пре­по­доб­ный Не­стор, бы­ло не­лег­ким для Рус­ской зем­ли и Церк­ви. Ки­ев­скую Русь раз­ди­ра­ло кня­же­ская меж­до­усо­би­ца. Степ­ные ко­чев­ни­ки-по­лов­цы хищ­ны­ми на­бе­га­ми раз­ру­ша­ли го­ро­да и се­ла, пле­ни­ли лю­дей, сжи­га­ли хра­мы и оби­те­ли. Так, пре­по­доб­ный Не­стор опи­сы­ва­ет раз­гром Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в 1096 го­ду, сви­де­те­лем ко­то­ро­го он был.

Свою зем­ную жизнь пре­по­доб­ный Не­стор за­кон­чил око­ло 1114 го­да. Он за­ве­щал пе­чер­ским ино­кам про­дол­жать на­ча­тое им де­ло. Его пре­ем­ни­ком в ле­то­пи­са­нии стал игу­мен Силь­вестр, ко­то­рый при­дал «По­вес­ти вре­мен­ных лет» со­вре­мен­ный вид. Игу­мен Мои­сей Вы­ду­биц­кий про­дол­жил ее до 1200 го­да и, на­ко­нец, игу­мен Лав­рен­тий сде­лал в 1377 го­ду наи­древ­ней­ший спи­сок ле­то­пи­си, ко­то­рый до­шел до нас и со­дер­жит в се­бе «По­весть» пре­по­доб­но­го Не­сто­ра, — это так на­зы­вае­мая «Лав­рен­ти­ев­ская ле­то­пись».

Пре­по­доб­ный Не­стор по­хо­ро­нен в Ближ­них, Ан­то­ние­вых, пе­ще­рах Свя­то-Ус­пен­ской Кие­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Па­мять его Цер­ковь че­ст­во­ва­ла кро­ме 9 но­яб­ря, еще два­ж­ды в го­ду — в Со­бор от­цов пре­по­доб­ных Пе­чер­ских, в Ближ­них пе­ще­рах по­чи­ваю­щих, и во вто­рое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста, ко­гда празд­ну­ет­ся Со­бор всех Кие­во-Пе­чер­ских от­цов. Аминь.

2003 г.

 

Церковные Таинства

—    Таинство Миропомазания является личной Пятидесятницей человека, который вступил в Церковь. Во время помазания святым миром человек получает Дары Святого Духа для освящения, укрепления и роста в духовной жизни.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru