Пре­по­доб­ный Не­стор Ле­то­пи­сец (па­мять 27 ок­тяб­ря/9 но­яб­ря)

Ты­ся­ча лет про­шло с тех пор, как на­ша зем­ля уви­де­ла свет хри­сти­ан­ской ве­ры. Пра­во­сла­вие не толь­ко да­ло на­ро­ду Ки­ев­ской Ру­си воз­мож­ность быть со Хри­стом, но во мно­гом из­ме­ни­ло го­су­дар­ст­во и лю­дей. Пер­вым та­ким дос­ти­же­ни­ем ста­ла пись­мен­ность. Мо­на­хи-ле­то­пис­цы, жи­вя в мо­на­сты­рях, за­пи­сы­ва­ли со­вре­мен­ные им со­бы­тия об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, по­ло­жив, та­ким об­ра­зом, на­ча­ло оте­че­ст­вен­ной ис­то­ри­че­ской нау­ке.

Пер­вым из из­вест­ных нам ле­то­пис­цев, ос­но­во­по­лож­ни­ком ис­то­рии на­шей Ро­ди­ны, был пре­по­доб­ный Не­стор Ле­то­пи­сец. При­дя еще юно­шей в Пе­чер­ский мо­на­стырь, он при­нял в нем мо­на­ше­ский по­стриг и, как сви­де­тель­ст­ву­ет ис­то­рия, про­жил в нем поч­ти со­рок лет, ис­пол­няя по­слу­ша­ние ле­то­пис­ца. Имен­но бла­го­да­ря его «По­вес­ти вре­мен­ных лет» мы зна­ем, «от­ку­да по­шла Рус­ская зем­ля».

Но не толь­ко за это че­ст­во­ва­ла се­го­дня на­ша Свя­тая Цер­ковь пре­по­доб­но­го Не­сто­ра. Не толь­ко ле­то­пи­са­ни­ем по­слу­жил он Ру­си, но и сво­им под­виж­ни­че­ст­вом, сво­ей бо­го­угод­ной жиз­нью.

С са­мой юно­сти, ус­лы­шав сло­ва Хри­ста: «Ес­ли кто хо­чет ид­ти за Мною, от­верг­нись се­бя, и возь­ми крест свой, и сле­дуй за Мною» (Мф. 16, 24), он ос­та­вил суе­ту ми­ра и по­шел к ти­хо­му при­ста­ни­щу — мо­на­сты­рю, ос­но­ван­но­му пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем. Здесь он про­во­дил дей­ст­ви­тель­но рав­но­ан­гель­ское жи­тие, во всем на­сле­дуя боль­ших све­тиль­ни­ков зем­ли рус­ской — пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фео­до­сия. Ле­то­пи­са­ние, ко­то­рое он ис­пол­нял как по­слу­ша­ние, не по­ме­ша­ло ему дос­тичь глав­ной це­ли жиз­ни — спа­се­ния. Чис­то­та ду­шев­ная и те­лес­ная, глу­бо­кое сми­ре­ние и лю­бовь ко всем лю­дям, бес­пре­ко­слов­ное по­слу­ша­ние и не­пре­стан­ная мо­лит­ва — из все­го это­го ви­дим, что он был мо­на­хом, по­сле­до­ва­те­лем Хри­ста «не сло­вом, или язы­ком, а де­лом и ис­ти­ною» (1 Ин. 3, 18). Эти под­ви­ги пре­по­доб­но­го и по­слу­жи­ли для не­го пу­тем к Цар­ст­вию Не­бес­но­му.

Имен­но к та­ким доб­ро­де­те­лям при­зы­ва­ет нас Гос­подь в Свя­том Пи­са­нии: «будь­те со­вер­шен­ны, как со­вер­шен Отец ваш Не­бес­ный» (Мф. 5, 48). А для то­го, что­бы мы осоз­на­ли, ка­ким пу­тем мы долж­ны ид­ти к со­вер­шен­ст­ву, Он да­ет нам при­мер — лю­дей, ко­то­рые не ко­леб­лясь, без со­мне­ния шли за Хри­стом, сми­рен­но и по­кор­но ис­пол­няя Его за­по­ве­ди. А мы, гля­дя на их свя­тую жизнь, долж­ны вы­не­сти для се­бя важ­ный урок — на­ше спа­се­ние не­воз­мож­но без по­слу­ша­ния во­ли Бо­жи­ей и сми­ре­ния.

По­слу­ша­ние нуж­но нам для то­го, что­бы не по соб­ст­вен­но­му же­ла­нию, не по сво­им по­хо­тям и при­стра­сти­ям ид­ти ко спа­се­нию, а ид­ти этим не­лег­ким пу­тем, по­ла­га­ясь на Бо­га. Ибо Хри­стос го­во­рит: «Без Ме­ня не мо­же­те де­лать ни­че­го» (Ин. 15, 5). Ид­ти ко Хри­сту, не при­слу­ши­ва­ясь к свя­тым, что уже про­шли этим пу­тем, — то же, что ид­ти че­рез пус­ты­ню без про­вод­ни­ка, ко­то­рый зна­ет в ней все до­ро­ги.

Вме­сте с тем, по­слу­ша­ние не мо­жет быть без сми­ре­ния. Так, по сло­вам пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Си­ри­на, толь­ко труд, осу­ще­ст­в­ляе­мый со сми­ре­ни­ем, уго­ден Бо­гу. Апо­стол Иа­ков го­во­рит в сво­ем По­сла­нии: «Бог гор­дым про­ти­вить­ся, а сми­рен­ным да­ет бла­го­дать» (Иак. 4, 6). Дей­ст­ви­тель­но, имен­но сми­ре­ние, имен­но осоз­на­ние сво­его не­дос­то­ин­ст­ва, сво­его не­со­вер­шен­ст­ва яв­ля­ет­ся тем пу­тем, ко­то­рый ве­дет к Цар­ст­вию Не­бес­но­му, По­смот­ри­те, ка­кое сми­ре­ние име­ли свя­тые, ува­жае­мые Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, до ка­ких вы­сот со­вер­шен­ст­ва они под­ни­ма­лись бла­го­да­ря ему. Или не об этом ска­за­но в Пи­са­нии: «...от­верг­нись се­бя...»?

По­то­му се­го­дня, чтя па­мять пре­по­доб­но­го Не­сто­ра Ле­то­пис­ца, бу­дем по­доб­но ему сле­до­вать за Хри­стом, в сми­ре­нии и по­ви­но­ве­нии, что­бы и нам быть с те­ми, кто вер­но шел за Бо­гом, ис­пол­няя Его за­по­ве­ди, ибо «бла­жен­ны слы­ша­щие сло­во Бо­жие и со­блю­даю­щие его» (Лк. 11, 28). Аминь.

2004 г.

 

Церковные Таинства

—    Во время исповеди важно избежать двух крайностей. Первая — это когда мы бываем настолько немногословными, что за сжатостью изложения прячется суть содеянного. Когда обобщаем конкретные грехи и пытаемся лишь формально выразить их посредством широких понятий.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    В вашем вопросе содержится и ответ на него. Как вы правильно заметили, сквернословие действительно можно рассматривать как какое-то "противопоставление" молитве, как говорит Спаситель: "От избытка сердца говорят уста" (Мф. 12, 34). А если сопоставить это со словами апостола Павла: "Всегда радуйтесь.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Август 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru