Со­бор всех пре­по­доб­ных от­цов Кие­во-Пе­чер­ских (2-я не­де­ля Ве­ли­ко­го по­ста)

Че­ло­век есть соз­да­ние об­ще­ст­вен­ное. Как лич­ность он реа­ли­зу­ет­ся лишь в об­ще­нии с дру­ги­ми. В мо­на­ше­ст­ве этим «дру­гим» яв­ля­ет­ся Сам Бог. Тай­на мо­на­ше­ской жиз­ни за­клю­ча­ет­ся в том, что тот, кто при­нял мо­на­ше­ст­во, пол­но­стью ори­ен­ти­ру­ет свою жизнь на Бо­га. Инок соз­на­тель­но и доб­ро­воль­но от­ка­зы­ва­ет­ся не толь­ко от суп­ру­же­ской жиз­ни, но и от мно­го дру­го­го, дос­туп­но­го обыч­ным лю­дям. А де­ла­ет­ся все это ра­ди то­го, что­бы мак­си­маль­но от­дать се­бя на слу­же­ние Бо­гу, Ему по­свя­тить всю свою жизнь, все свои мыс­ли и де­ла.

Се­го­дня око­ло 5000 на­сель­ни­ков и на­сель­ниц 170 мо­на­сты­рей ка­но­нич­ной Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви сви­де­тель­ст­ву­ют о жи­вом ду­хе на­ше­го Пра­во­сла­вия. Ведь имен­но на­ли­чие лю­дей, го­то­вых к са­мо­по­жерт­во­ва­нию, го­во­рит о дей­ст­вии в Церк­ви Свя­то­го Ду­ха и о том, что ко­гда есть ко­му жерт­во­вать со­бой, то есть и Тот, ра­ди Ко­го при­но­сит­ся эта жерт­ва.

На Ру­си все­гда лю­би­ли свя­тость и по­чи­та­ли Бо­жи­их угод­ни­ков. Так и мы с ва­ми, бра­тия и се­ст­ры, во вто­рое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста, бу­дем по­чи­тать па­мять всех пре­по­доб­ных от­цов Кие­во-Пе­чер­ских.

Про­мыс­лом Бо­жи­им во вре­ме­на кня­же­ния бла­го­вер­но­го кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го в не­боль­шой пе­ще­ре, уст­ро­ен­ной в го­ре, не­по­да­ле­ку от то­гдаш­не­го Кие­ва, по­се­лил­ся пре­по­доб­ный Ан­то­ний, ро­до­на­чаль­ник рус­ско­го мо­на­ше­ст­ва. В 1051 го­ду он вер­нул­ся на ро­ди­ну со Свя­той Го­ры Афон, где при­нял мо­на­ше­ское по­стриг. Ме­стом сво­его под­виж­ни­че­ст­ва пре­по­доб­ный из­брал пе­ще­ру, где ко­гда-то уе­ди­нял­ся в мо­лит­ве ми­тро­по­лит Ила­ри­он. Впо­след­ст­вии к пе­ще­ре пре­по­доб­но­го за бла­го­сло­ве­ни­ем и ду­хов­ным со­ве­том на­ча­ли при­хо­дить мно­го­чис­лен­ные по­се­ти­те­ли, а те, кто же­лал при­нять мо­на­ше­ст­во, ос­та­ва­лись с ним. Ино­ки вы­ка­пы­ва­ли се­бе но­вые ке­лии, со­еди­няя их длин­ны­ми под­зем­ны­ми ко­ри­до­ра­ми, и там же, в пе­ще­ре, обу­ст­рои­ли под­зем­ную цер­ковь. Так об­ра­зо­ва­лась Пе­чер­ская оби­тель, ко­то­рая удо­стои­лась осо­бо­го по­кро­ви­тель­ст­ва Ца­ри­цы Не­бес­ной и сде­ла­ла Ки­ев треть­им, по­сле Ие­ру­са­ли­ма и Афо­на, Ее уде­лом.

Ос­но­ва­те­лем об­ще­жи­тель­но­го мо­на­ше­ст­ва на Ру­си стал спод­виж­ник пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Пе­чер­ско­го пре­по­доб­ный Фео­до­сий, ко­то­рый еще юно­шей при­шел к не­му и при­нял в его пе­ще­ре мо­на­ше­ское по­стри­же­ние. По бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Фео­до­сия в Пе­чер­ской оби­те­ли был вве­ден мо­на­стыр­ский ус­тав, при­ве­зен­ный из Кон­стан­ти­но­по­ля. Со вре­ме­нем он был при­нят во всех на­ших мо­на­сты­рях.

С тех пор оп­ре­де­ли­лись на Ру­си два ти­па мо­на­ше­ской жиз­ни по двум его об­раз­цам, яв­лен­ным пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем и Фео­до­си­ем. Пер­вый — это уе­ди­не­ние в пе­ще­рах и за­тво­рах, под­виг осо­бен­но тя­же­лый и вы­со­кий. Вто­рой — мо­на­ше­ское со­жи­тель­ст­во, ко­то­рое вос­пи­ты­ва­ет у бра­тии та­кие не­об­хо­ди­мые для ино­ка доб­ро­де­те­ли, как тер­пе­ние, сми­рен­ность, по­слу­ша­ние, брат­скую лю­бовь, от­ре­че­ние от соб­ст­вен­ной во­ли и под­чи­не­ние пра­ви­лам мо­на­стыр­ско­го ус­та­ва.

На­столь­ко ве­ли­кой и пло­до­твор­ной бы­ла си­ла бла­го­да­ти Бо­жи­ей в Пе­чер­ской оби­те­ли, что имен­но здесь за­ро­дил­ся осо­бый под­виж­ни­че­ский дух рус­ско­го мо­на­ше­ст­ва и про­сла­ви­лось ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их.

Свя­то-Ус­пен­ская Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра бла­го­да­ря свя­тым и бо­го­нос­ным от­цам, ко­то­рые про­сия­ли в ней свои­ми под­ви­га­ми, из­вест­на се­го­дня все­му, и не толь­ко пра­во­слав­но­му, ми­ру. Имен­но здесь, в Лав­ре, на ки­ев­ских хол­мах, впер­вые в ис­то­рии рус­ской свя­то­сти поя­ви­лись не один, не два или не­сколь­ко, а це­лый со­бор — око­ло ста два­дца­ти! — чу­до­твор­цев и пра­вед­ни­ков.

В этом сон­ме свя­тых мож­но най­ти все ви­ды ас­ке­ти­че­ско­го под­виж­ни­че­ст­ва: пе­щер­ни­че­ст­во, юрод­ст­во Хри­ста ра­ди, мол­чаль­ни­че­ст­во, за­твор­ни­че­ст­во, но­ше­ние ве­риг, по­ст­ни­че­ст­во, бодр­ст­во­ва­ние без сна и да­же му­че­ни­че­ст­во. О под­ви­гах Кие­во-Пе­чер­ских свя­тых нам рас­ска­зы­ва­ет па­те­рик, в ко­то­ром ото­бра­же­на лишь ма­лая часть под­ви­гов этих тру­же­ни­ков спа­се­ния. Мно­гих из них, о ком не ос­та­лось пись­мен­ных сви­де­тельств, про­сла­вил Сам Бог, пред­ста­вив их чу­до­твор­ные мо­щи.

Глу­бо­ко по­учи­тель­ны­ми и крас­но­ре­чи­вы­ми яв­ля­ют­ся уже са­ми име­на этих свя­тых мо­на­хов: Лав­рен­тий за­твор­ник, Кук­ша пре­по­доб­но­му­че­ник, Сер­гий По­слуш­ли­вый, Ио­анн Мно­го­стра­даль­ный, Пи­мен по­ст­ник, Онуф­рий Мол­ча­ли­вый, Они­си­фор ис­по­вед­ник...

Раз­но­об­раз­ны­ми бы­ли и да­ры свя­то­сти, по­слан­ные Гос­по­дом Сво­им угод­ни­кам Пе­чер­ским, о чем так­же мы уз­на­ем из их имен: Гри­го­рий Чу­до­тво­рец, Мат­фей Про­зор­ли­вый, Да­ми­ан Це­ли­тель, Ага­пит врач без­­мезд­ный и то­му по­доб­ное. Од­ним из та­ких да­ров осо­бен­ной ми­ло­сти Бо­жи­ей яв­ля­ет­ся чу­до ми­ро­то­че­ния от глав не­из­вест­ных три­дца­ти под­виж­ни­ков, ко­то­рое про­ис­хо­дит в оби­те­ли уже в те­че­ние не­сколь­ких со­тен лет.

Ве­ли­кой и не­срав­нен­ной яв­ля­ет­ся мо­раль­ная си­ла под­ви­га пре­по­доб­ных Кие­во-Пе­чер­ских от­цов. Она, бес­спор­но, ока­за­ла ог­ром­ное влия­ние на са­мо­соз­на­ние на­ро­да, про­явив наи­луч­шие чер­ты на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра на­ших лю­дей: ве­ру, на­де­ж­ду, муд­рость, ми­ло­сер­дие, сми­рен­ность, кро­тость, стой­кость, му­же­ст­во, щед­рую доб­ро­ту. И, как ве­нец все­го, — свя­тую все­по­бе­ж­даю­щую Лю­бовь, выс­шим про­яв­ле­ни­ем ко­то­рой яв­ля­ет­ся са­мо­по­жерт­во­ва­ние ра­ди ближ­не­го.

Эти­че­ские прин­ци­пы Пе­чер­ской оби­те­ли, сфор­ми­ро­ван­ные и во­пло­ще­ны в жизнь ее под­виж­ни­ка­ми, ста­ли для Ру­си жи­вым об­раз­цом осу­ще­ст­в­ле­ния Еван­ге­лия, той за­ква­ской «чис­то­ты и ис­ти­ны» (1 Кор. 5, 8), той «со­лью зем­ли» (Мф. 5, 13) и «све­том ми­ра» (Мф. 5, 14), ко­то­рые пре­об­ра­зи­ли и воз­ве­ли к вы­со­там Бо­же­ст­вен­но­го идеа­ла ду­шу на­ше­го бо­го­лю­би­во­го ук­ра­ин­ско­го на­ро­да.

Лавр­ские пе­ще­ры, ос­вя­щен­ные мо­лит­ва­ми пре­по­доб­ных, где по­чи­ва­ют их свя­тые и не­тлен­ные мо­щи, за ты­ся­че­ле­тие по­се­ти­ло не­смет­ное ко­ли­че­ст­во па­лом­ни­ков. В ко­ри­до­рах, кели­ях и хра­мах сто­ят гроб­ни­цы с мо­ща­ми свя­тых, в не­тле­нии ко­то­рых мож­но убе­дить­ся соб­ст­вен­ны­ми гла­за­ми. Их кос­ну­лась смерть, и, как и все смерт­ные, они пе­ре­сту­пи­ли по­рог веч­но­сти. Од­на­ко те­ла Бо­жи­их угод­ни­ков за сот­ни лет не ист­ле­ли, на­про­тив, они бла­го­уха­ют и по­да­ют ис­це­ле­ние и по­мощь тем, кто с ве­рой и ис­крен­ней мо­лит­вой об­ра­ща­ет­ся к ним, они яв­ля­ют­ся жи­вы­ми, ви­ди­мы­ми, а то­му убе­ди­тель­ны­ми сви­де­тель­ст­ва­ми все­мо­гу­ще­ст­ва и ми­ло­сти Бо­жи­ей. Не­тле­ни­ем свя­тых мо­щей под­твер­жда­ет­ся ис­тин­ность по­бе­ды Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста над смер­тью. Здесь, воз­ле мо­щей пре­по­доб­ных, серд­цу ка­ж­до­го че­ло­ве­ка да­рит­ся на­де­ж­да, что по за­вер­ше­нию этой вре­мен­ной жиз­ни на­сту­пит жизнь луч­шая, бу­ду­щее, ко­то­рое мо­жет быть пре­ис­пол­не­но не­зем­ной ра­до­сти и по­коя.

Мо­лит­ва­ми пре­по­доб­ных и бо­го­нос­ных от­цов на­ших Кие­во-Пе­чер­ских пусть Ми­ло­серд­ный Гос­подь спо­до­бит и ка­ж­до­го из нас дос­тичь со­вер­шен­ст­ва в ме­ру сво­их сил и при Его все­силь­ной по­мо­щи. Аминь.

2005 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru