Со­бор всех пре­по­доб­ных от­цов Кие­во-Пе­чер­ских (2-я не­де­ля Ве­ли­ко­го по­ста)

Че­ло­век есть соз­да­ние об­ще­ст­вен­ное. Как лич­ность он реа­ли­зу­ет­ся лишь в об­ще­нии с дру­ги­ми. В мо­на­ше­ст­ве этим «дру­гим» яв­ля­ет­ся Сам Бог. Тай­на мо­на­ше­ской жиз­ни за­клю­ча­ет­ся в том, что тот, кто при­нял мо­на­ше­ст­во, пол­но­стью ори­ен­ти­ру­ет свою жизнь на Бо­га. Инок соз­на­тель­но и доб­ро­воль­но от­ка­зы­ва­ет­ся не толь­ко от суп­ру­же­ской жиз­ни, но и от мно­го дру­го­го, дос­туп­но­го обыч­ным лю­дям. А де­ла­ет­ся все это ра­ди то­го, что­бы мак­си­маль­но от­дать се­бя на слу­же­ние Бо­гу, Ему по­свя­тить всю свою жизнь, все свои мыс­ли и де­ла.

Се­го­дня око­ло 5000 на­сель­ни­ков и на­сель­ниц 170 мо­на­сты­рей ка­но­нич­ной Ук­ра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви сви­де­тель­ст­ву­ют о жи­вом ду­хе на­ше­го Пра­во­сла­вия. Ведь имен­но на­ли­чие лю­дей, го­то­вых к са­мо­по­жерт­во­ва­нию, го­во­рит о дей­ст­вии в Церк­ви Свя­то­го Ду­ха и о том, что ко­гда есть ко­му жерт­во­вать со­бой, то есть и Тот, ра­ди Ко­го при­но­сит­ся эта жерт­ва.

На Ру­си все­гда лю­би­ли свя­тость и по­чи­та­ли Бо­жи­их угод­ни­ков. Так и мы с ва­ми, бра­тия и се­ст­ры, во вто­рое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста, бу­дем по­чи­тать па­мять всех пре­по­доб­ных от­цов Кие­во-Пе­чер­ских.

Про­мыс­лом Бо­жи­им во вре­ме­на кня­же­ния бла­го­вер­но­го кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го в не­боль­шой пе­ще­ре, уст­ро­ен­ной в го­ре, не­по­да­ле­ку от то­гдаш­не­го Кие­ва, по­се­лил­ся пре­по­доб­ный Ан­то­ний, ро­до­на­чаль­ник рус­ско­го мо­на­ше­ст­ва. В 1051 го­ду он вер­нул­ся на ро­ди­ну со Свя­той Го­ры Афон, где при­нял мо­на­ше­ское по­стриг. Ме­стом сво­его под­виж­ни­че­ст­ва пре­по­доб­ный из­брал пе­ще­ру, где ко­гда-то уе­ди­нял­ся в мо­лит­ве ми­тро­по­лит Ила­ри­он. Впо­след­ст­вии к пе­ще­ре пре­по­доб­но­го за бла­го­сло­ве­ни­ем и ду­хов­ным со­ве­том на­ча­ли при­хо­дить мно­го­чис­лен­ные по­се­ти­те­ли, а те, кто же­лал при­нять мо­на­ше­ст­во, ос­та­ва­лись с ним. Ино­ки вы­ка­пы­ва­ли се­бе но­вые ке­лии, со­еди­няя их длин­ны­ми под­зем­ны­ми ко­ри­до­ра­ми, и там же, в пе­ще­ре, обу­ст­рои­ли под­зем­ную цер­ковь. Так об­ра­зо­ва­лась Пе­чер­ская оби­тель, ко­то­рая удо­стои­лась осо­бо­го по­кро­ви­тель­ст­ва Ца­ри­цы Не­бес­ной и сде­ла­ла Ки­ев треть­им, по­сле Ие­ру­са­ли­ма и Афо­на, Ее уде­лом.

Ос­но­ва­те­лем об­ще­жи­тель­но­го мо­на­ше­ст­ва на Ру­си стал спод­виж­ник пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Пе­чер­ско­го пре­по­доб­ный Фео­до­сий, ко­то­рый еще юно­шей при­шел к не­му и при­нял в его пе­ще­ре мо­на­ше­ское по­стри­же­ние. По бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Фео­до­сия в Пе­чер­ской оби­те­ли был вве­ден мо­на­стыр­ский ус­тав, при­ве­зен­ный из Кон­стан­ти­но­по­ля. Со вре­ме­нем он был при­нят во всех на­ших мо­на­сты­рях.

С тех пор оп­ре­де­ли­лись на Ру­си два ти­па мо­на­ше­ской жиз­ни по двум его об­раз­цам, яв­лен­ным пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем и Фео­до­си­ем. Пер­вый — это уе­ди­не­ние в пе­ще­рах и за­тво­рах, под­виг осо­бен­но тя­же­лый и вы­со­кий. Вто­рой — мо­на­ше­ское со­жи­тель­ст­во, ко­то­рое вос­пи­ты­ва­ет у бра­тии та­кие не­об­хо­ди­мые для ино­ка доб­ро­де­те­ли, как тер­пе­ние, сми­рен­ность, по­слу­ша­ние, брат­скую лю­бовь, от­ре­че­ние от соб­ст­вен­ной во­ли и под­чи­не­ние пра­ви­лам мо­на­стыр­ско­го ус­та­ва.

На­столь­ко ве­ли­кой и пло­до­твор­ной бы­ла си­ла бла­го­да­ти Бо­жи­ей в Пе­чер­ской оби­те­ли, что имен­но здесь за­ро­дил­ся осо­бый под­виж­ни­че­ский дух рус­ско­го мо­на­ше­ст­ва и про­сла­ви­лось ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их.

Свя­то-Ус­пен­ская Кие­во-Пе­чер­ская Лав­ра бла­го­да­ря свя­тым и бо­го­нос­ным от­цам, ко­то­рые про­сия­ли в ней свои­ми под­ви­га­ми, из­вест­на се­го­дня все­му, и не толь­ко пра­во­слав­но­му, ми­ру. Имен­но здесь, в Лав­ре, на ки­ев­ских хол­мах, впер­вые в ис­то­рии рус­ской свя­то­сти поя­ви­лись не один, не два или не­сколь­ко, а це­лый со­бор — око­ло ста два­дца­ти! — чу­до­твор­цев и пра­вед­ни­ков.

В этом сон­ме свя­тых мож­но най­ти все ви­ды ас­ке­ти­че­ско­го под­виж­ни­че­ст­ва: пе­щер­ни­че­ст­во, юрод­ст­во Хри­ста ра­ди, мол­чаль­ни­че­ст­во, за­твор­ни­че­ст­во, но­ше­ние ве­риг, по­ст­ни­че­ст­во, бодр­ст­во­ва­ние без сна и да­же му­че­ни­че­ст­во. О под­ви­гах Кие­во-Пе­чер­ских свя­тых нам рас­ска­зы­ва­ет па­те­рик, в ко­то­ром ото­бра­же­на лишь ма­лая часть под­ви­гов этих тру­же­ни­ков спа­се­ния. Мно­гих из них, о ком не ос­та­лось пись­мен­ных сви­де­тельств, про­сла­вил Сам Бог, пред­ста­вив их чу­до­твор­ные мо­щи.

Глу­бо­ко по­учи­тель­ны­ми и крас­но­ре­чи­вы­ми яв­ля­ют­ся уже са­ми име­на этих свя­тых мо­на­хов: Лав­рен­тий за­твор­ник, Кук­ша пре­по­доб­но­му­че­ник, Сер­гий По­слуш­ли­вый, Ио­анн Мно­го­стра­даль­ный, Пи­мен по­ст­ник, Онуф­рий Мол­ча­ли­вый, Они­си­фор ис­по­вед­ник...

Раз­но­об­раз­ны­ми бы­ли и да­ры свя­то­сти, по­слан­ные Гос­по­дом Сво­им угод­ни­кам Пе­чер­ским, о чем так­же мы уз­на­ем из их имен: Гри­го­рий Чу­до­тво­рец, Мат­фей Про­зор­ли­вый, Да­ми­ан Це­ли­тель, Ага­пит врач без­­мезд­ный и то­му по­доб­ное. Од­ним из та­ких да­ров осо­бен­ной ми­ло­сти Бо­жи­ей яв­ля­ет­ся чу­до ми­ро­то­че­ния от глав не­из­вест­ных три­дца­ти под­виж­ни­ков, ко­то­рое про­ис­хо­дит в оби­те­ли уже в те­че­ние не­сколь­ких со­тен лет.

Ве­ли­кой и не­срав­нен­ной яв­ля­ет­ся мо­раль­ная си­ла под­ви­га пре­по­доб­ных Кие­во-Пе­чер­ских от­цов. Она, бес­спор­но, ока­за­ла ог­ром­ное влия­ние на са­мо­соз­на­ние на­ро­да, про­явив наи­луч­шие чер­ты на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра на­ших лю­дей: ве­ру, на­де­ж­ду, муд­рость, ми­ло­сер­дие, сми­рен­ность, кро­тость, стой­кость, му­же­ст­во, щед­рую доб­ро­ту. И, как ве­нец все­го, — свя­тую все­по­бе­ж­даю­щую Лю­бовь, выс­шим про­яв­ле­ни­ем ко­то­рой яв­ля­ет­ся са­мо­по­жерт­во­ва­ние ра­ди ближ­не­го.

Эти­че­ские прин­ци­пы Пе­чер­ской оби­те­ли, сфор­ми­ро­ван­ные и во­пло­ще­ны в жизнь ее под­виж­ни­ка­ми, ста­ли для Ру­си жи­вым об­раз­цом осу­ще­ст­в­ле­ния Еван­ге­лия, той за­ква­ской «чис­то­ты и ис­ти­ны» (1 Кор. 5, 8), той «со­лью зем­ли» (Мф. 5, 13) и «све­том ми­ра» (Мф. 5, 14), ко­то­рые пре­об­ра­зи­ли и воз­ве­ли к вы­со­там Бо­же­ст­вен­но­го идеа­ла ду­шу на­ше­го бо­го­лю­би­во­го ук­ра­ин­ско­го на­ро­да.

Лавр­ские пе­ще­ры, ос­вя­щен­ные мо­лит­ва­ми пре­по­доб­ных, где по­чи­ва­ют их свя­тые и не­тлен­ные мо­щи, за ты­ся­че­ле­тие по­се­ти­ло не­смет­ное ко­ли­че­ст­во па­лом­ни­ков. В ко­ри­до­рах, кели­ях и хра­мах сто­ят гроб­ни­цы с мо­ща­ми свя­тых, в не­тле­нии ко­то­рых мож­но убе­дить­ся соб­ст­вен­ны­ми гла­за­ми. Их кос­ну­лась смерть, и, как и все смерт­ные, они пе­ре­сту­пи­ли по­рог веч­но­сти. Од­на­ко те­ла Бо­жи­их угод­ни­ков за сот­ни лет не ист­ле­ли, на­про­тив, они бла­го­уха­ют и по­да­ют ис­це­ле­ние и по­мощь тем, кто с ве­рой и ис­крен­ней мо­лит­вой об­ра­ща­ет­ся к ним, они яв­ля­ют­ся жи­вы­ми, ви­ди­мы­ми, а то­му убе­ди­тель­ны­ми сви­де­тель­ст­ва­ми все­мо­гу­ще­ст­ва и ми­ло­сти Бо­жи­ей. Не­тле­ни­ем свя­тых мо­щей под­твер­жда­ет­ся ис­тин­ность по­бе­ды Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста над смер­тью. Здесь, воз­ле мо­щей пре­по­доб­ных, серд­цу ка­ж­до­го че­ло­ве­ка да­рит­ся на­де­ж­да, что по за­вер­ше­нию этой вре­мен­ной жиз­ни на­сту­пит жизнь луч­шая, бу­ду­щее, ко­то­рое мо­жет быть пре­ис­пол­не­но не­зем­ной ра­до­сти и по­коя.

Мо­лит­ва­ми пре­по­доб­ных и бо­го­нос­ных от­цов на­ших Кие­во-Пе­чер­ских пусть Ми­ло­серд­ный Гос­подь спо­до­бит и ка­ж­до­го из нас дос­тичь со­вер­шен­ст­ва в ме­ру сво­их сил и при Его все­силь­ной по­мо­щи. Аминь.

2005 г.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Все зависит от того, во что верует человек. Если человек верует и доверяет Богу, пытается жить по Его заповедям, злая сила не может иметь над таким человеком власти.

Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru