Свя­ти­тель Ни­ко­лай, Мирли­кий­ских чу­до­тво­рец (9/22 мая и 6/19 де­каб­ря)

Ис­ти­на Бо­жия ру­ко­во­ди­ла все­ми свя­ты­ми, ко­то­рые ны­не пред­сто­ят пе­ред пре­сто­лом Бо­жи­им и спо­до­би­лись ли­це­зреть Бо­га. Ис­ти­на Бо­жия — од­на, но ка­ж­дый свя­той про­сла­вил­ся чем-то осо­бен­ным. Ру­ко­во­дству­ясь од­ной ис­ти­ной, лю­ди по-раз­но­му, в ме­ру сво­их сил и да­ро­ван­ных от Бо­га та­лан­тов, во­пло­ща­ли в сво­ей жиз­ни иде­ал бла­го­чес­тия, чис­то­ты и свя­то­сти. Од­ни угод­ни­ки Бо­жии про­сла­ви­лись под­ви­га­ми по­ста и мо­лит­вы, дру­гие — тер­пе­ни­ем, тре­тьи — де­ла­ми люб­ви и ми­ло­сер­дия или сво­ей пре­дан­но­стью Гос­по­ду и лю­бо­вью к ближ­не­му, а мно­гие — кро­вью сво­ей и сво­ей жиз­нью за­сви­де­тель­ст­во­ва­ли бес­смер­тие Бо­же­ст­вен­ной Ис­ти­ны, ос­вя­тив­шей их и про­сла­вив­шей.

Но мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что свя­ти­тель и Чу­до­тво­рец Ни­ко­лай, па­мять ко­то­ро­го мы празд­ну­ем 19 де­каб­ря, во­пло­тил в се­бе поч­ти все воз­мож­ные для че­ло­ве­ка на зем­ле доб­ро­де­те­ли и эти­ми доб­ро­де­те­ля­ми сия­ет хри­сти­ан­ско­му ми­ру.

Про­шло уже 17 сто­ле­тий с тех пор, как жил на зем­ле и под­ви­зал­ся Свя­ти­тель Ни­ко­лай. Но, не­смот­ря на дли­тель­ное вре­мя, раз­де­ляю­щее нас, он по-преж­не­му для всех жи­вой: он слы­шит вся­кую прось­бу че­ло­ве­че­скую и, по дан­ной ему от Бо­га бла­го­да­ти, не толь­ко удов­ле­тво­ря­ет на­ши про­ше­ния, но и пред­ва­ря­ет их.

Он по­мо­га­ет лю­дям на су­ше и на во­де, в тем­ни­цах и в ле­чеб­ни­цах. Он по­мо­га­ет ка­ж­дой се­мье и ка­ж­до­му че­ло­ве­ку, при­зы­ваю­ще­му его свя­тое имя. Он по­мо­га­ет Церк­ви и об­ще­ст­ву.

Свя­ти­тель Ни­ко­лай — это один из не­мно­гих свя­тых Церк­ви Хри­сто­вой, ко­то­ро­го по­чи­та­ют не толь­ко все пра­во­слав­ные лю­ди, но и все хри­стиа­не и да­же не­хри­стиа­не. Это весь­ма по­ка­за­тель­но, ибо к пус­то­му ко­лод­цу за во­дой ни­кто не пой­дет. Ка­ж­дый из нас хо­тя бы раз в жиз­ни об­ра­щал­ся за по­мо­щью к Свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю и по­лу­чал ее. Об этом сви­де­тель­ст­ву­ет ве­ли­кое мно­же­ст­во хра­мов в честь Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на про­сто­рах на­шей зем­ли. Имен­но имя — Ни­ко­лай — од­но из са­мых рас­про­стра­нен­ных сре­ди на­ше­го на­ро­да. А это сви­де­тель­ст­ву­ет о же­ла­нии ро­ди­те­лей, что­бы имен­но Свя­ти­тель Ни­ко­лай был не­бес­ным по­кро­ви­те­лем их сы­но­вей.

Од­ним из пер­вых хра­мов, по­стро­ен­ных святой кня­ги­ней Оль­гой в Кие­ве, был имен­но Ни­ко­ла­ев­ский храм, воз­ве­ден­ный над мо­ги­лой кня­зя Ас­коль­да — пер­во­го рус­ско­го кня­зя-хри­стиа­ни­на, ко­то­ро­го в кре­ще­нии зва­ли Ни­ко­ла­ем.

Древ­ний Ки­ев хра­нит па­мять о чу­дес­ном спа­се­нии свя­ти­те­лем мла­ден­ца, ко­то­рый уто­нул в Дне­пре. Ве­ли­кий чу­до­тво­рец, вне­мля скорб­ным мо­лит­вам ро­ди­те­лей, ут­ра­тив­ших ре­бен­ка, но­чью вы­нул маль­чон­ку из во­ды, ожи­вил его и по­ло­жил на хо­рах хра­ма Свя­той Со­фии пе­ред чу­до­твор­ным об­ра­зом. Тут и об­на­ру­жи­ли по­ут­ру спа­сен­но­го мла­ден­ца сча­ст­ли­вые ро­ди­те­ли.

В ли­це Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая мы име­ем за­ступ­ни­ка, хо­да­тая пред Пре­сто­лом Бо­жи­им, ско­ро­го по­мощ­ни­ка, вра­ча, ос­во­бо­ди­те­ля и уте­ши­те­ля.

О Свя­ти­те­ле Ни­ко­лае мож­но ска­зать сло­ва­ми свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла: «Все мо­гу в ук­ре­п­ляю­щем ме­ня Гос­по­де!» (Флп. 4, 13). Он жил не для се­бя, но для лю­дей, а, жи­вя для лю­дей, жил для Гос­по­да. Он все­гда был с пла­чу­щи­ми и скор­бя­щи­ми, с боль­ны­ми и ни­щи­ми.

В жи­тии Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая мно­го рас­ска­зы­ва­ет­ся о его по­мо­щи лю­дям. Но один из та­ких при­ме­ров осо­бо уте­ша­ет на­ше серд­це. В го­ро­де Пат­ри ко­кой-то че­ло­век ра­зо­рил­ся со­вер­шен­но и в от­чая­нии уже был го­тов, что­бы не уме­реть с го­ло­ду, тор­го­вать свои­ми тре­мя до­черь­ми. Доз­нав­шись про это, Свя­ти­тель Ни­ко­лай но­чью, тай­но, по­дал стар­цу ро­ди­те­лю три узел­ка с зо­ло­том, из­ба­вив се­мью от па­де­ния гре­хов­но­го и дав воз­мож­ность доч­кам бед­ня­ка сча­ст­ли­во вый­ти за­муж. Этот и дру­гие при­ме­ры ми­ло­сер­дия, ко­то­рые мы встре­ча­ем в жи­тии Свя­ти­те­ля, уве­ря­ют нас в том, что вся его жизнь бы­ла ис­пол­не­на де­ла­ми люб­ви и ми­ло­сер­дия к обез­до­лен­ным и оби­жен­ным.

Имея ве­ли­кую кро­тость ду­ха,чис­то­ту серд­ца, ис­пол­нен­но­го лю­бо­вью к лю­дям, Свя­ти­тель Ни­ко­лай од­но­вре­мен­но с этим был не­при­ми­ри­мым по­бор­ни­ком ве­ры и Церк­ви Хри­сто­вой. Так, в 325 го­ду в Ни­ке на I Все­лен­ском Со­бо­ре, на ко­то­ром был при­нят Сим­вол Ве­ры, он пред­стал как рев­но­ст­ный об­ли­чи­тель ари­ан­ской ере­си и за­щит­ник чис­то­ты хри­сти­ан­ской ве­ры.

Са­ма Ис­ти­на яви­ла нам Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая пра­ви­лом ве­ры, об­ра­зом кро­то­сти, учи­те­лем воз­дер­жа­ния. Сво­им сми­ре­ни­ем он дос­тиг вы­со­ты, ни­ще­тою — бо­гат­ст­ва.

До­жив до глу­бо­кой ста­рос­ти, Свя­ти­тель Ни­ко­лай мир­но ото­шел к Гос­по­ду во вто­рой по­ло­ви­не IV ве­ка. Свя­тые мо­щи его по­ко­ят­ся в италь­ян­ском го­ро­де Ба­ри, где уже на про­тя­же­нии мно­гих ве­ков ис­то­ча­ют це­леб­ное ми­ро, от ко­то­ро­го и се­го­дня мно­гие лю­ди по­лу­ча­ют ис­це­ле­ние.

Ве­рую­щие по­чи­та­ют свя­то­го и при­хо­дят к не­му с мо­лит­вой. Свя­ти­тель Ни­ко­лай все­гда был с на­шим на­ро­дом, он по­сто­ян­но при­сут­ст­ву­ет сре­ди нас и чу­до­дей­ст­вен­но по­мо­га­ет нам в жиз­ни и де­лах спа­се­ния, он все­гда спе­шит на по­мощь к при­зы­ваю­щим его. Он мо­лит Бо­га о нас, что­бы Гос­подь ос­вя­тил нас ис­ти­ною Сво­ею, да­бы по его при­ме­ру мы во­шли в ра­дость Гос­по­да Сво­его. Аминь.

2004 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru