Свя­ти­тель Ни­ко­лай, Мирли­кий­ских чу­до­тво­рец (9/22 мая и 6/19 де­каб­ря)

Ис­ти­на Бо­жия ру­ко­во­ди­ла все­ми свя­ты­ми, ко­то­рые ны­не пред­сто­ят пе­ред пре­сто­лом Бо­жи­им и спо­до­би­лись ли­це­зреть Бо­га. Ис­ти­на Бо­жия — од­на, но ка­ж­дый свя­той про­сла­вил­ся чем-то осо­бен­ным. Ру­ко­во­дству­ясь од­ной ис­ти­ной, лю­ди по-раз­но­му, в ме­ру сво­их сил и да­ро­ван­ных от Бо­га та­лан­тов, во­пло­ща­ли в сво­ей жиз­ни иде­ал бла­го­чес­тия, чис­то­ты и свя­то­сти. Од­ни угод­ни­ки Бо­жии про­сла­ви­лись под­ви­га­ми по­ста и мо­лит­вы, дру­гие — тер­пе­ни­ем, тре­тьи — де­ла­ми люб­ви и ми­ло­сер­дия или сво­ей пре­дан­но­стью Гос­по­ду и лю­бо­вью к ближ­не­му, а мно­гие — кро­вью сво­ей и сво­ей жиз­нью за­сви­де­тель­ст­во­ва­ли бес­смер­тие Бо­же­ст­вен­ной Ис­ти­ны, ос­вя­тив­шей их и про­сла­вив­шей.

Но мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что свя­ти­тель и Чу­до­тво­рец Ни­ко­лай, па­мять ко­то­ро­го мы празд­ну­ем 19 де­каб­ря, во­пло­тил в се­бе поч­ти все воз­мож­ные для че­ло­ве­ка на зем­ле доб­ро­де­те­ли и эти­ми доб­ро­де­те­ля­ми сия­ет хри­сти­ан­ско­му ми­ру.

Про­шло уже 17 сто­ле­тий с тех пор, как жил на зем­ле и под­ви­зал­ся Свя­ти­тель Ни­ко­лай. Но, не­смот­ря на дли­тель­ное вре­мя, раз­де­ляю­щее нас, он по-преж­не­му для всех жи­вой: он слы­шит вся­кую прось­бу че­ло­ве­че­скую и, по дан­ной ему от Бо­га бла­го­да­ти, не толь­ко удов­ле­тво­ря­ет на­ши про­ше­ния, но и пред­ва­ря­ет их.

Он по­мо­га­ет лю­дям на су­ше и на во­де, в тем­ни­цах и в ле­чеб­ни­цах. Он по­мо­га­ет ка­ж­дой се­мье и ка­ж­до­му че­ло­ве­ку, при­зы­ваю­ще­му его свя­тое имя. Он по­мо­га­ет Церк­ви и об­ще­ст­ву.

Свя­ти­тель Ни­ко­лай — это один из не­мно­гих свя­тых Церк­ви Хри­сто­вой, ко­то­ро­го по­чи­та­ют не толь­ко все пра­во­слав­ные лю­ди, но и все хри­стиа­не и да­же не­хри­стиа­не. Это весь­ма по­ка­за­тель­но, ибо к пус­то­му ко­лод­цу за во­дой ни­кто не пой­дет. Ка­ж­дый из нас хо­тя бы раз в жиз­ни об­ра­щал­ся за по­мо­щью к Свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю и по­лу­чал ее. Об этом сви­де­тель­ст­ву­ет ве­ли­кое мно­же­ст­во хра­мов в честь Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на про­сто­рах на­шей зем­ли. Имен­но имя — Ни­ко­лай — од­но из са­мых рас­про­стра­нен­ных сре­ди на­ше­го на­ро­да. А это сви­де­тель­ст­ву­ет о же­ла­нии ро­ди­те­лей, что­бы имен­но Свя­ти­тель Ни­ко­лай был не­бес­ным по­кро­ви­те­лем их сы­но­вей.

Од­ним из пер­вых хра­мов, по­стро­ен­ных святой кня­ги­ней Оль­гой в Кие­ве, был имен­но Ни­ко­ла­ев­ский храм, воз­ве­ден­ный над мо­ги­лой кня­зя Ас­коль­да — пер­во­го рус­ско­го кня­зя-хри­стиа­ни­на, ко­то­ро­го в кре­ще­нии зва­ли Ни­ко­ла­ем.

Древ­ний Ки­ев хра­нит па­мять о чу­дес­ном спа­се­нии свя­ти­те­лем мла­ден­ца, ко­то­рый уто­нул в Дне­пре. Ве­ли­кий чу­до­тво­рец, вне­мля скорб­ным мо­лит­вам ро­ди­те­лей, ут­ра­тив­ших ре­бен­ка, но­чью вы­нул маль­чон­ку из во­ды, ожи­вил его и по­ло­жил на хо­рах хра­ма Свя­той Со­фии пе­ред чу­до­твор­ным об­ра­зом. Тут и об­на­ру­жи­ли по­ут­ру спа­сен­но­го мла­ден­ца сча­ст­ли­вые ро­ди­те­ли.

В ли­це Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая мы име­ем за­ступ­ни­ка, хо­да­тая пред Пре­сто­лом Бо­жи­им, ско­ро­го по­мощ­ни­ка, вра­ча, ос­во­бо­ди­те­ля и уте­ши­те­ля.

О Свя­ти­те­ле Ни­ко­лае мож­но ска­зать сло­ва­ми свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла: «Все мо­гу в ук­ре­п­ляю­щем ме­ня Гос­по­де!» (Флп. 4, 13). Он жил не для се­бя, но для лю­дей, а, жи­вя для лю­дей, жил для Гос­по­да. Он все­гда был с пла­чу­щи­ми и скор­бя­щи­ми, с боль­ны­ми и ни­щи­ми.

В жи­тии Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая мно­го рас­ска­зы­ва­ет­ся о его по­мо­щи лю­дям. Но один из та­ких при­ме­ров осо­бо уте­ша­ет на­ше серд­це. В го­ро­де Пат­ри ко­кой-то че­ло­век ра­зо­рил­ся со­вер­шен­но и в от­чая­нии уже был го­тов, что­бы не уме­реть с го­ло­ду, тор­го­вать свои­ми тре­мя до­черь­ми. Доз­нав­шись про это, Свя­ти­тель Ни­ко­лай но­чью, тай­но, по­дал стар­цу ро­ди­те­лю три узел­ка с зо­ло­том, из­ба­вив се­мью от па­де­ния гре­хов­но­го и дав воз­мож­ность доч­кам бед­ня­ка сча­ст­ли­во вый­ти за­муж. Этот и дру­гие при­ме­ры ми­ло­сер­дия, ко­то­рые мы встре­ча­ем в жи­тии Свя­ти­те­ля, уве­ря­ют нас в том, что вся его жизнь бы­ла ис­пол­не­на де­ла­ми люб­ви и ми­ло­сер­дия к обез­до­лен­ным и оби­жен­ным.

Имея ве­ли­кую кро­тость ду­ха,чис­то­ту серд­ца, ис­пол­нен­но­го лю­бо­вью к лю­дям, Свя­ти­тель Ни­ко­лай од­но­вре­мен­но с этим был не­при­ми­ри­мым по­бор­ни­ком ве­ры и Церк­ви Хри­сто­вой. Так, в 325 го­ду в Ни­ке на I Все­лен­ском Со­бо­ре, на ко­то­ром был при­нят Сим­вол Ве­ры, он пред­стал как рев­но­ст­ный об­ли­чи­тель ари­ан­ской ере­си и за­щит­ник чис­то­ты хри­сти­ан­ской ве­ры.

Са­ма Ис­ти­на яви­ла нам Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая пра­ви­лом ве­ры, об­ра­зом кро­то­сти, учи­те­лем воз­дер­жа­ния. Сво­им сми­ре­ни­ем он дос­тиг вы­со­ты, ни­ще­тою — бо­гат­ст­ва.

До­жив до глу­бо­кой ста­рос­ти, Свя­ти­тель Ни­ко­лай мир­но ото­шел к Гос­по­ду во вто­рой по­ло­ви­не IV ве­ка. Свя­тые мо­щи его по­ко­ят­ся в италь­ян­ском го­ро­де Ба­ри, где уже на про­тя­же­нии мно­гих ве­ков ис­то­ча­ют це­леб­ное ми­ро, от ко­то­ро­го и се­го­дня мно­гие лю­ди по­лу­ча­ют ис­це­ле­ние.

Ве­рую­щие по­чи­та­ют свя­то­го и при­хо­дят к не­му с мо­лит­вой. Свя­ти­тель Ни­ко­лай все­гда был с на­шим на­ро­дом, он по­сто­ян­но при­сут­ст­ву­ет сре­ди нас и чу­до­дей­ст­вен­но по­мо­га­ет нам в жиз­ни и де­лах спа­се­ния, он все­гда спе­шит на по­мощь к при­зы­ваю­щим его. Он мо­лит Бо­га о нас, что­бы Гос­подь ос­вя­тил нас ис­ти­ною Сво­ею, да­бы по его при­ме­ру мы во­шли в ра­дость Гос­по­да Сво­его. Аминь.

2004 г.

 

Церковные Таинства

— "Пустите детей приходить ко Мне", — говорит Господь (Мк. 10, 14).

Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru