По призыву сердца (Речь перед началом нового 1974/1975 учебного года, произнесенная в Актовом зале Московских духовных академии и семинарии)
По традиции мы собрались с вами сегодня, чтобы торжественно отметить начало нового учебного года. И, как прежде, мы обращаемся к вам, дорогие наши студенты и воспитанники, особенно вновь поступившие, со словом назидания, возбуждая вашу мысль и заостряя внимание на той цели и задачах, которые определяются самим содержанием христианского учения. Эти задачи ставит перед вами духовная школа, в стены которой вы пришли учиться и духовно возрастать, чтобы, уяснив их себе, вы могли выполнить их наилучшим образом. Ибо нельзя и не должно предпринимать никакого дела, не поставив определенной цели; без обдуманного наперед намерения нельзя успеть ни в каком предприятии.
Избрание (Слово перед началом нового 1974/1975 учебного года, произнесенное в Академическом храме)
Дорогие студенты и воспитанники! Сегодня духовные школы снова с любовью открыли перед вами свои двери—для одних, чтобы продолжить духовное образование, а для других, чтобы ввести их во святилище богословской науки—науки из наук.
Свидетели (Слово в день выпуска Московских духовных академии и семинарии, произнесенное в Академическом храме в 1974 г.)
Явившись по Воскресении Своим ученикам и апостолам, когда они еще от радости не могли прийти в себя, Христос открыл их ум к разумению Писания и сказал: "Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему" (Лк.24,46-48). И с тех пор через благодатную преемственность рукоположения, через послушание Христу и Церкви избранные и освященные люди свидетельствуют миру о Христовой истине и о деле спасения. Первыми свидетелями были ученики и апостолы; принимая от них Богом дарованную власть проповедовать слово Божие, вязать и решить, совершать священнодействия в Церкви, священнослужители непрерывно несут миру свидетельство Христовой истины.
Пою Богу моему (Речь на выпускном экзамене регентского класса, произнесенная в Актовом зале Московских духовных академии и семинарии в 1974 г.)
Служение христианских церквей миру сегодня (Доклад, прочитанный на собеседовании богословов Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, Ярвениа, 1974 г.)
Бессмертные пророческие слова о принципиально новом бытии народов, о мире без войн и кровопролитий (Ис.2) услышал еще древний мир. Грядут времена, возвещал тогда пророк, в которые больше "не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать" (Ис.2,4).
Христос освобождает нас и объединяет (Выступление на собеседованиях с представителями Национального Совета Церквей в США, Принстонская семинария, 1974 г.)
Трудно переоценить значение главной темы предстоящей в 1975 г. в Найроби (Кения) V Ассамблеи ВСЦ. "Иисус Христос освобождает и объединяет"— в этих словах заключено все христианское богословие; они являются альфой и омегой всего новозаветного учения.
Евхаристическое богослужение и человек XX века (Доклад, прочитанный на богословских собеседованиях с представителями Евангелическо-Лютеранской Церкви ФРГ в 1973 г.)
В Православной Церкви Евхаристия входит в состав главнейшей службы—литургии верных по чину свв. Василия Великого и Иоанна Златоустого, как ее вершина (Евхаристический канон) и как важнейшая часть всех служб суточного круга.
О Патриахе Сергии (Актовая речь, произнесенная на собрании в Московской духовной академии в День Покрова Божией Матери в 1973 г.)
Ваше Святейшество, досточтимое собрание! Разрешите представить вашему благосклонному вниманию краткий очерк жизни и трудов зачинателя новой церковно-административной деятельности Русской Православной Церкви в новых социально-политических условиях; выдающегося богослова, чьи труды во многих отношениях являются мерилом ортодоксальности; смиренного инока под куколем Патриарха и, наконец, человека замечательных душевных качеств—Патриарха Московского и всея Руси Сергия, 30-летний юбилей интронизации которого мы отмечаем в этом году.
Божественное знание (Речь перед началом нового учебного года, произнесенная в Актовом зале Московских духовных академии и семинарии в 1974 г.)
Образование (Слово перед молебном по случаю начала учебного года, произнесенное в Академическом храме в 1974 г.)
Всякое учение мы обычно называем образованием. И людей просвещенных именуем образованными. Что это значит? Почему же тот, кто именуется и является образом Божиим, требует какого-то еще образования? Человек был некогда нерукотворенным Божиим образом. И пока он таковым оставался, он не нуждался в учении, сам образ Божий учил его всему, наставляя на всякую истину.
Первая 1 2 3 Последняя
Церковные Таинства
— Как и во многих случаях, имеющих место в жизни человека, здесь нужно придерживаться так называемой "золотой середины". |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Слово "катихизис" — греческое. В переводе оно означает "устно наставлять" кого-нибудь в каком-то учении. Именно в таком значении употребляется это слово в Новом Завете. Слово "катихизис" употребляет апостол Лука в оригинале своего Евангелия. "Чтобы ты узнал, — обращается он к своему ученику Феофилу, — твердое основание того учения, в котором был наставлен" (Лк. 1, 4). |
Подробнее ... |